ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Карта России вновь покрылась жёлтыми и красными термическими точками, обозначающими природные пожары. Особенно густо они покрывают Сибирь и Дальний Восток. Эксперты полагают, что в этих двух федеральных округах произойдёт повторение лета 2010 года. Впрочем, и в Центральной России не всё ладно. В минувшие выходные Московскую область окутал дым из-за пала травы. Экологи прогнозируют, что при сухой погоде дыма станет больше уже к 9 мая, а в июне в регионе вновь могут запылать лесные пожары.

В Сибирском федеральном округе, по данным МЧС на утро 27 апреля, действует 57 очагов лесных пожаров на общей площади почти 850 гектаров. Больше всего возгораний в Красноярском (21) и Забайкальском (18) крае. Здесь объято пламенем 218 и 280 гектаров соответственно. По уверению представителей МЧС, основная причина возникновения пожаров - деятельность местного населения. В частности, хулиганский пал травы. Так, только в Красноярском крае за минувшие выходные из-за поджогов травы сгорели 21 жилой дом и 16 дач. В Канске (четвёртый по населению город в Красноярском крае) огонь перекинулся на жилой квартал так быстро, что люди не успели вынести даже документы. А в селе Ермаковское выгорело пол-улицы: пять жилых домов, несколько машин, надворные постройки.

В Красноярском крае местное правительство, обеспокоенное столь резким ростом лесных пожаров, ввело запрет на сельскохозяйственные палы. "Несмотря на постановление Правительства Красноярского края о запрете сельхозпалов, количество термических активных точек ежедневно увеличивается, по последним данным их 163. Необходимо срочно принимать серьёзные меры главам тех районов, на территории которых происходят неконтролируемые палы", - сказал 27 апреля на совещании по лесным пожарам начальник ГУ МЧС России по Красноярскому краю Ильдар Джураев.

Однако, по словам заслуженного лесовода России, академика РАЕН Эрика Валендика, запреты тут не помогут. "Палы выгодны сельскому хозяйству - улучшается качество пастбищ, удлиняется срок их эксплуатации. И требуются не запреты, а технологии, которые устроили бы и крестьян, и лесное ведомство. Например: снег сходит на полях на неделю, две, даже три, раньше, чем в лесу. Вот и позволить крестьянам выжигать стерню в этот период. Не как сейчас - тайно, по ночам, бесконтрольно, а в чётко определённые сроки. Нужно сделать регламент. Один срок для южных районов, другой - для центральных, третий - для тех северных районов, где есть земледелие и скотоводство", - рассказал Валендик. Заслуженный лесовод отметил, что по такому пути пошёл лишь один российский регион - Якутия.

В Забайкальском крае 26 апреля было зарегистрировано 36 лесных пожаров в 9 районах края на общей площади 527,5 га. Половина из них к концу дня была потушена. Борьбой с лесными пожарами здесь занимаются почти 450 человек и 94 единицы техники. Всего с начала лесопожарного периода Забайкальском крае было зарегистрировано 348 очагов лесных пожаров пройденной площади более 9 тыс. гектаров.

Уже ограничен доступ в леса Забайкалья - на въездах в лесные массивы установлены милицейские посты. Как и в Красноярском крае, основная причина пожаров - неконтролируемые палы сухой травы. "Не устраивайте сельскохозяйственные палы! Это может привести к печальным последствиям. Сжигая прошлогоднюю траву, вы подвергаете свои дома и жизни опасности! Максимально осторожнее обращайтесь с огнём!" - призывает жителей Главное управление МЧС России по Забайкальскому краю.

Эксперты отмечают - самые "горячие точки" сейчас находятся в Сибири и на Дальнем Востоке. "Лето здесь началось раньше обычного, погода очень сухая. Тут горит, и горит очень сильно. Травяные пожары здесь даже не учитывают, только лесные", - говорит координатор проектов по лесной политике Всемирного фонда дикой природы России Николай Шматков.

Развития подобного сценария в европейской части России пока не предвидится. Здесь только-только сошёл снег и почва с деревьями ещё не просохла. Впрочем, это не помешало части Московской области окутаться дымом из-за пала сухой травы. В Подмосковье сжигание сухой травы также запрещено, но люди плюют на все запреты. В результате в разных местах Подмосковья местные жители наблюдали задымление и чувствовали гарь. Хотя все признают, что задымлённость была не сильная, и ей далеко до прошлогодней.

Но всё может измениться за каких-нибудь месяц-полтора. Пик сжигания травы в Московской области ожидается на вторые майские выходные. При сухой и тёплой погоде не исключается, что в июне травяные пожары перекинутся на лес. "По сравнению с прошлым годом сейчас гораздо больше сухого горючего материла. Ледяной дождь зимой поломал кучу веток деревьев. Лес завален поломанными берёзами, очень многие ветки лежат на придорожных полосах, где сухая трава", - отмечает Шматков.

Главная опасность, подчёркивают эксперты, в том, что к новому летнему сезону власти вновь оказались не готовы. "Нет ни лесной охраны, не стало больше людей, отвечающих за пожарную безопасность в лесах", - говорит руководитель лесного отдела "Гринпис Россия" Алексей Ярошенко. А Шматков отмечает, что никакой профилактической работы по состоянию на конец апреля не проведено. Главная беда Московской области - торфяники - из 70 тыс. га затоплены всего 6, и то, едва лишь на 10% . Сетуют эксперты и на законодательство, которое так и оставили без изменений. А поправки, которые были внесены в Лесной кодекс, специалисты называют рамочными.

Алексей Примечаев, Ореанда-Новости

Читайте также:

Чернобыльская трагедия: четверть века спустя

Формула цены: почему дорожает бензин?

НАТО просчиталось: быстрой победы в Ливии не получилось

Государство решило заработать на взяточниках