Россия-Белоруссия: дружба по расчёту
1 апреля из кабельных сетей Белоруссии исчезли пять ведущих российских телеканалов: "Первый канал. Всемирная сеть", "РТР-Планета", "НТВ-Мир", РЕН ТВ и TVCI ("ТВЦ International"). Некоторые восприняли новость как первоапрельскую шутку, но и 2 апреля каналы не возобновили своё вещание на территории Белоруссии.
Многие аналитики поспешили связать это решение с отказом России предоставить Белоруссии антикризисный кредит в 100 млрд руб. "Россия, - как сообщил посол России в Белоруссии Александр Суриков, - взяла передышку на месяц, чтобы оценить ситуацию с возможным расчётом по долгам - хватит ли "тяги" у белорусского Минфина", поскольку на Белоруссии и так висит немало долгов.
Первые 1,5 млрд долларов были выделены Минску ещё в конце 2007 года, а осенью 2008 года Россия согласилась предоставить Белоруссии стабилизационный кредит в размере 2 млрд долларов. Помимо кредитов от России, Белоруссия также получила займы от Международного валютного фонда - 2,5 млрд долларов, а от Венесуэлы - 500 млн долларов. Эти средства нужны для пополнения золотовалютных резервов, которые за 2008 год сократились на 1,3 млрд долларов.
Да, Белоруссия выглядит некой тихой гаванью, пока во всём мире бушует кризис. ВВП страны в январе 2009 года вырос на 4,2% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, а прогноз на весь год и вовсе оптимистичный - рост на 10-12%. Но у Белоруссии нет огромных резервов, нет энергоресурсов, которые можно продать, а мощная соцподдержка населения постоянно требует значительных финансовых вливаний.
И Лукашенко начал искать деньги на Западе, который в течение десятка лет считал Лукашенко "последним диктатором Европы", вводил против Белоруссии экономические санкции и объявлял Лукашенко и его окружение персонами "нон-грата" в странах Евросоюза. Само собой, Александр Григорьевич отвечал европейцам взаимностью. "Я своё государство за цивилизованным миром не поведу", - таким был один из основных тезисов внешней политики Лукашенко. Но это в прошлом...
После войны в Южной Осетии расстановка сил в мире поменялась, и Евросоюз изменил своё мнение. В итоге было создано "Восточное партнёрство", среди возможных привилегий "восточным партнёрам": вовлечение экономик в европейский рынок (при условии, что страна входит во Всемирную торговую организацию), присоединение к единой системе коллективной безопасности и общей энергетической сети, уменьшение стоимости и постепенная отмена виз. Неудивительно, что Лукашенко согласился.
7 мая на саммите "Восточного партнёрства" в Праге должны быть подписаны соглашения со странами-участницами. В качестве бонуса шести бывшим советским республикам до 2013 года будет выделено 350 млн евро в виде финансовой помощи. Деньги не Бог весть какие, но в условиях кризиса и это немало.
В итоге Лукашенко оказался в ситуации, когда может получать средства одновременно и от России, и от Евросоюза. На словах Лукашенко никогда не отказывался признать независимость Абхазии и Южной Осетии. В январе зампред нижней палаты парламента Белоруссии Валерий Иванов пообещал, что обращения республик будет рассмотрено в весеннюю сессию парламента. Однако белорусский парламент так и не включил этот вопрос в повестку. Впрочем, после Россию тут же убедили, что повестка ещё не окончательная. Тактика заматывания неприятного вопроса приносит свои плоды.
По словам главного редактора журнала "Россия в глобальной политике" Фёдора Лукьянова, "Лукашенко вызывает восхищение своим умением изворачиваться. Изначально было понятно, что признавать независимость Абхазии и Южной Осетии он не хочет: как и другим лидерам бывших советских республик, ему не хочется легитимации прецедента насильственного пересмотра границ. Кроме того, со стороны Лукашенко признание стало бы слишком явным шагом в сторону России, а этого он тоже не желает", - считает эксперт.
В отношения Россия-Белоруссия дружить видимо хочет только одна сторона. А ведь пока Лукашенко не был исключён из рядов диктаторов в Европе, Беларусь получала сверхприбыли от перепродажи российских нефтепродуктов и с налогов за российскую нефть, поставляемую в Европу. В 2007 году, исходя из действующего размера экспортной пошлины на нефть в России, доходы бюджета страны от поставок в Белоруссию составили 1,08 млрд долларов. Россия при среднегодовой цене порядка 70 долларов за баррель могла бы получить от Белоруссии при экспорте нефти 3,6-3,7 млрд долларов, то есть потенциально Россия потеряла более 2 млрд. Примечательны при этом слова Лукашенко: "Мы не должны потерять эти 3,5 млрд долларов, но делать мы это должны спокойно. Мы тоже будем искать свою выгоду". А ведь до 2007 года Россия и вовсе продавала нефть в убыток. Потом отечественные законодатели эту лазейку в таможенном праве закрыли.
Дружба с Беларусью, настоящая, а не за деньги, очень нужна России. Не только из-за экономики и оборонки, но и из-за тысячелетней истории. Однако шаги Лукашенко сводят на нет труды прошлых лет. С другой стороны, белорусский лидер, при всех его недостатках, удобен для России - пусть лучше предсказуемый Лукашенко, чем очередная "цветная" революция.
Айвар Деветьяров, Ореанда-Новости
Читайте также:
Свобода пуще неволи: криминал выживает в кризис
Демография. Кто будет жить в России?
Культурные события апреля: Гоголь, театр и прощание с Пугачёвой
Комментарии