Противоречия стратегии Молдовы
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. В последнее время политика Молдовы приобретает всё более выраженный прозападный оттенок. Одним из центральных поводов к активизации такой политики послужили события 1 января этого года, когда на миротворческом посту в Дубоссарском районе военнослужащим контингента российских миротворческих сил был смертельно ранен житель молдавского левобережного села Пырыта.
Несмотря на то, что причиной этого инцидента стало явное несоблюдение молдаванином правил поведения на КПП и возникшая в связи с этим угроза жизни миротворцам, Кишинёв в унисон с рядом западных государств начал активно требовать замены миротворческой миссии в регионе на международных наблюдателей. К настоящему времени вопрос о смене формата миссии, оставаясь открытым, перестал обсуждаться столь бурно, однако руководство Молдовы не прекратило демонстрировать свою нацеленность на сближение с европейскими странами (при их полной поддержке такого курса), а также недовольство присутствием и политикой России в регионе.
Проявлениями такой прозападной политики Кишинёва стало и его стремление подключить к процессу урегулирования на Днестре ЕС и Украину, и намерение властей Молдовы приобрести современные военные самолёты и вертолёты для обеспечения безопасности воздушного пространства, которое многие обозреватели расценили именно как попытку оказать давление на Россию, и недавнее принятие молдовским парламентом в первом чтении законопроекта, ограничивающего использование в стране русского языка.
На фоне этих тенденций особенный интерес представляют обнародованные 5 марта на сайте WikiLeaks материалы американского разведывательно-аналитического центра Stratfor, касающиеся Молдовы, её руководства и проводимой им политики. Для большей ясности стоит уточнить, что в настоящее время основная власть в стране сосредоточена в руках Альянса "За европейскую интеграцию" (АЕИ). Лидерами объединения являются Владимир Филат, Мариан Лупу и Михай Гимпу. Первые двое, кроме того, по совместительству исполняют обязанности главы парламента и премьер-министра. При этом, по мнению аналитика Stratfor, использовавшего в качестве анонимных источников "приближённых к молдовским властям лиц с высокой степенью надёжности", АЕИ никогда по сути не был полностью проевропейским.
Обосновывая эту точку зрения, аналитик заявляет, что Филат и Лупу "постоянно работали с русскими". Например, Мариан Лупу в 2009 году вышел из молдовской Партии коммунистов, которая "дала ему возможность стать известным политиком", присоединился к Демократической партии, чтобы укрепить свою власть, "ещё больше расширив связи с Россией", а перед парламентскими выборами "активизировал свои официальные контакты с Москвой".
Определённый интерес в данном контексте представляют и другие обнародованные данные Stratfor, согласно которым в 2011 году канцлер Германии Ангела Меркель и премьер-министр России Владимир Путин в ходе встречи в Женеве решили "договориться по Молдове и Приднестровью". После получения письменного запроса Кремля Германией было предложено предоставить Приднестровью до 15 мест в молдовском парламенте. По мнению аналитиков Stratfor, это бы привело к отставке правительства, поскольку "приднестровцы скооперировались бы с коммунистами (которые сейчас имеют 42 места в парламенте), обошли числом АЕИ, и в результате бы в Кишинёве появилось пророссийское правительство.
В обмен на это Россия позволила бы ЕС и ОБСЕ ввести их миротворцев в Приднестровье, "чувствуя себя при этом комфортно, поскольку её войска оставались бы в Приднестровье, а правительство, так или иначе, стало бы пророссийским". При этом, как ни странно, в обнародованном материале подчёркивается, что молдовская сторона принимает данное предложение в расчёт.
Причиной тому является "германское происхождение" данной идеи: молдаванам нравится внимание Германии. Кроме того, как напоминают аналитики центра, переговоры по Приднестровью с молдовской стороны ведёт, в том числе, премьер-министр Влад Филат, который "думает о своём политическом будущем и считает, что если достигнет компромисса по приднестровскому вопросу и принесёт немецкие инвестиции, его популярность вырастет".
Подобные выкладки и оценки американских обозревателей никак не вписываются в нынешний формат молдовской политики. Внешне она выглядит, как отмечалось выше, абсолютно точно проевропейской и прозападной. При этом, если выводы Stratfor действительно имеют под собой хоть какие-то основания, и молдовское руководство в общем и не настроено против России, не слишком ориентировано на Запад и не очень-то стремится в ЕС, будучи готовым даже на то, чтобы принять пророссийское правительство в обмен на немецкие деньги и рост своей популярности, возникает вопрос: чем обоснована политика Кишинёва сегодня?
Каким бы ни был ответ, если Кишинев такой "ужасный" действительно только на лицо, самое время сбросить эту маску. И здесь совсем необязательно быть либо за Россию, либо за Европу (или более широко - за Запад). Можно найти консенсус. Так, чтобы довольны остались все: и Москва, и Брюссель. Самое главное, сам Кишинёв в этой ситуации только выиграет.
Валентин Боровиков, Ореанда-Новости
Читайте также:
8 марта: муки выбора и цветочная лихорадка |
Комментарии