"Привязанные" мобильники: Минкомсвязи хочет как лучше?
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Кражи мобильных телефонов россиян должны уйти в прошлое. Минкомсвязи подготовило такие изменения нормативов относительно применения средств связи, которые сделают хищения мобильников бессмысленными. Что же придумали чиновники?
В минувшую среду, 11 января, Минэкономразвития РФ опубликовало на своём официальном сайте проект приказа Минкомсвязи России "О внесении изменений в отдельные акты по вопросам применения средств связи" об установлении обязательного требования к уникальности идентификационных номеров ряда абонентских устройств", который сразу же вызвал многочисленные комментарии в отечественных СМИ и оживлённую полемику на различных Интернет-форумах.
В наибольшей степени обсуждению подверглись положения, которые "устанавливают обязательные требования к уникальности идентификационных номеров" (из Пояснительной записки к проекту приказа Минкомсвязи России). Большинство экспертов и комментаторов связали это положение со следующей декларацией разработчиков: "Таким образом, будет обеспечена невозможность использования абонентских терминалов, приобретённых незаконным путём, что приведёт к устранению экономической основы насильственных преступлений, связанных с хищением (кражей, грабежом, разбоем) абонентских радиостанций" (из той же Пояснительной записки).
Если перевести все предлагаемые документы с чиновничьего языка на обычный, то можно понять, что предлагается следующее: отныне все мобильники в стране реализуются с уникальными международными фабричными IMEI-номерами, создаётся всероссийская единая база IMEI-номеров трубок, затем в договорах абонентов с операторами SIM-карта "привязывается" к конкретному мобильнику с известным IMEI-номером. И теперь, в случае потери или кражи мобильника, оператор сможет заблокировать сам телефон, тогда как раньше он мог блокировать лишь лицевой счёт абонента.
На первый взгляд, данная инициатива достойна всяческой похвалы. Грабежи и кражи мобильников (особенно у детей) давно уже стали острой проблемой. Только в Москве (по неофициальным данным ГУВД) похищается около 100 мобильников в день. Однако затем чиновничья новация подверглась жёсткой критике.
Прежде всего, даже сами операторы связи полагают, что в России до 30% трубок имеют одинаковые IMEI-номера. А это значит, что сплошь и рядом блокироваться будут совершенно посторонние мобильники. Кроме того, ни законодательно, ни каким-либо иным способом не гарантируется уникальность вышеназванного номера, равно как и не установлена уголовная или административная ответственность за самовольное изменение фабричного номера. Как известно, в России весьма популярна такая услуга, как "перепрошивка" телефона, предполагающая и присвоение ему другого номера, которой охотно воспользуются и разнообразные мошенники. "Кроме небольших сервис-центров есть ещё тысячи маленьких контор, где можно "перепрошить" трубку примерно за тысячу рублей. Поэтому для стопроцентной эффективности системы необходимо подключить и правоохранительные органы. Если человек будет понимать, что за "перепрошивку" трубки ему будет "светить" реальный срок в 2-3 года тюрьмы, то всякая мотивация просто исчезнет", - считает глава компании Telecom Daily Денис Кусков. Что касается правоохранителей, то против реализации проекта может выступить, считают эксперты, российская таможня, на сотрудников которой и будет возложена дополнительная нагрузка по проверке импортируемых мобильников и занесению в общую базу номеров новых телефонов, когда они пересекают границу РФ.
Важно также, что инициатива чиновников может осложнить жизнь законопослушным гражданам. По статистике операторов, в РФ сейчас используется примерно 540 млн единиц мобильных телефонов при 200 млн заключённых договоров с операторами связи. Сколько же договоров, а соответственно времени и сил, нужно будет потратить на перезаключение договоров по новым требованиям? Конечно, операторы найдут выход, введя, например, плату за подключение телефона. Но сомнительно, что это понравится гражданам.
В этой связи примечательно следующее обстоятельство. Ровно год назад, 16 января 2011 г., министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щёголев дал интервью радиостанции "Эхо Москвы", текст которого до сих пор доступен на сайте ведомства. В ходе беседы с ведущим радиостанции Александром Плющевым слушатели по SMS задали вопрос министру: "Когда уже заставят операторов отслеживать использование кода IMEI у ворованных телефонов?". Министр тогда нашёл элегантный способ перекинуть ответственность за решение проблемы на других чиновников: "Занимаемся в том числе и этой проблемой, - заверил сограждан г-н Щёголев. - Знаем, что очень многие возлагают большие надежды. Здесь вопрос, скажем так, нетривиальный, потому что в нашей стране есть много аппаратов-клонов, которые имеют один и тот же код. И поэтому в значительной степени можно будет эффективно вести эту систему, когда мы полностью поборем серый импорт. Вот, когда не будет серого импорта, тогда можно будет говорить, что это эффективно работает. А так, если один код у сотен телефонов - ну, о каком эффективном использовании может идти речь? То есть здесь проблема не столько на нашей стороне, сколько на стороне тех, кто борется с серым импортом".
Как известно, минувший год не был отмечен какими-то значительными успехами в борьбе с серым импортом. Кроме того, зная российское чиновничество, можно быть уверенным в одном: если спросить мнение борцов с серым импортом, то, вероятнее всего, они, в свою очередь, укажут на следующую ответственную сторону и, может быть, даже не одну. В этой связи возникает закономерный вопрос: так как же реально изменилась российская действительность, что министр подписал приказ о мерах, которые он сам всего лишь год назад охарактеризовал как малоэффективные?
Может быть в данной ситуации собака зарыта, как предполагают многие блоггеры, в следующих формулировках Пояснительной записки к проекту приказа: "Наличие уникальных идентификационных номеров абонентских терминалов позволит … вычленять и блокировать абонентские терминалы по просьбе абонентов и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности государства". В свете наступления в России многих знаковых событий (президентские выборы, саммит АТЭС во Владивостоке, Олимпиада в Сочи и пр.) повышенное внимание к нуждам оперативно-розыскной деятельности и обеспечению госбезопасности, в общем-то, вполне понятно.
А может быть правы те представители сотовых компаний, которые считают, что приказ Минкомсвязи адресован, прежде всего, вендорам, т.е. тем, кто производит и поставляет в РФ сотовые телефоны? Принятие данного приказа, активно включающего в процесс таможню, позволит существенно ограничить ввоз на территорию страны "серых" трубок, считают эксперты. А это означает, в свою очередь, очередной передел сложившихся рынков, в котором будут как проигравшие, так и победители, имена которых мы, может быть, когда-нибудь и узнаем.
На сайте Минэкономразвития также указывается, что с 11 по 25 января сего года по проекту акта проводятся публичные консультации "в целях оценки регулирующего воздействия проекта акта". Так, может быть, чиновники расскажут в рамках этих консультаций о том, почему Минкомсвязи за год без убедительных объяснений поменяло точку зрения на противоположную и каковы же настоящие причины новаций?
Андрей Терёхин, Ореанда-Новости
Читайте также:
В Подмосковье рухнули два крана
Комментарии