Премия за клетку, пиксель и стёклышко
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Нобелевская неделя в самом разгаре. 7 октября будут названы лауреаты премии по химии, а накануне стали известны имена победителей в номинации физика. Престижную премию и солидное денежное вознаграждение получили учёные, чьи работы совершили самый настоящий переворот в современных технологиях.
Британец китайского происхождения Чарльз Као в 60-х годах прошлого столетия фактически обеспечил миру высокоскоростной доступ в интернет, выпустив работу, в которой объяснял большие потери света в оптоволокне. Принцип передачи света внутри оптоволокна был впервые продемонстрирован ещё в XIX веке в Великобритании во время правления королевы Виктории. Только вот потери света при прохождении по каналу были огромны. Лишь спустя почти сто лет Чарльз Као установил, что виновниками потерь света являются ионы металлов, присутствующие в стекле. С тех пор оптоволоконная технология развивается огромными темпами.
"Скорость передачи информации стала в 10 тыс. раз больше, чем в радиосвязи, причём без искажений. В мире производится свыше 100 млн километров волоконных световодов в год, только под водой проложено более 600 тыс. километров волоконных кабелей, которые связывают все континенты. А на суше их общая длина превышает миллиард километров. Ожидается, что к 2025 году эта цифра удвоится", - говорит академик РАН Евгений Дианов.
Благодаря работе Чарльза Као Великобритания стала первой страной, установившей у себя коммерческую оптоволоконную сеть; мы же имеем возможность передавать голосовые сигналы, видеоданные, а также пользуемся высокоскоростным интернетом.
Работа двух других лауреатов по физике - американских учёных Уильярда Бойла и Джорджа Э. Смит произвела не меньшую революцию, чем теория Чарльза Као. Только в несколько иной области.
Двое сотрудников Bell Labs в 1969 году выдвинули идею ПЗС-матрицы. Это так называемый глаз цифровой камеры - датчик, который способен преобразить свет в огромное количество пикселей, крошечных цветных точек, являющихся основой любого цифрового изображения. В современном мире ПЗС-матрицы используются повсеместно - от недорогих цифровых фотокамер до космических аппаратов (например, телескоп "Хаббл").
Стоит отметить, что фаворитами Нобелевской премии по физике до последнего момента считались не вышеперечисленные лауреаты, а исследователи, внёсшие немалый вклад в развитие квантовой механики, Алан Аспе, Серж Арош и Якир Ааронов. Но Нобелевский комитет решил по-другому. Возможно, кто-то и был недоволен такими результатами, но скандала не вышло. В отличии от первого дня Нобелевской недели, когда были названы победители в номинации медицина. Ими стали австралийка Элизабет Блэкберн, работающая в США и её двое коллег - американцы Кэрол Грейдер и Джека Шостака. Учёные проводили исследования, связанные с механизмом старения клеток. Впоследствии данные полученных ими результатов могут помочь в борьбе с онкологическими заболеваниями, а в более отдалённой перспективе - со старением организма человека. Исследователи доказали, что хромосомы защищаются теломерами, то есть своими концевыми участками. При каждом делении клетки теломера становятся короче, и когда она совсем исчезает, клетка умирает. Чем больше клеток покончит с собой, тем их меньше останется в органе, а значит, он будет хуже работать. Если попытаться объяснить этот процесс на бытовом уровне, то представьте объявления, которые во множестве висят у подъезда любого жилого дома. На краю бумаги авторы нарезают полоски с номерами телефона. Сначала срываются эти самые полоски, а когда их не осталось, сдирается и само объявление.
Всё бы ничего, да только теорию этого процесса ещё в 1971 году объяснил советский учёный Алексей Оловников. А американские учёные лишь доказали правильность этой теории на практике. В связи с этим многие российские учёные посчитали Оловникова незаслуженно забытым. Сам учёный, являющийся ныне научным сотрудником Института биохимической физики РАН, давать комментарии по этому поводу категорически отказался. По словам коллег, Алексей Оловников не унывает и в настоящее время работает над новой теорией клеточной смерти, которая сможет устранить недостатки прежних научных гипотез. В случае успеха хочется верить, что уж на этот раз вклад российского учёного точно не останется незамеченным.
Алексей Примечаев, Ореанда-Новости
Читайте также:
Победить "зелёного змия": миссия невыполнима?
Образование по-новому: с пустым ранцем в школу
Призыв без уголовников, армия без дедовщины - миф или реальность?
Комментарии