Право на космос и ... ракетное оружие. Успехи третьих стран
ОРЕАНДА-НОВОСТИ В воскресенье, 5 апреля 2009 года, Пхеньян заявил об успешном выводе на орбиту искусственного спутника Земли "Кванменсон-2" с помощью ракеты "Ынха-2". СМИ КНДР торжественно сообщили, что спутник транслирует с орбиты на весь мир песни о полководцах Ким Ир Сене и Ким Чен Ире, а сам Ким Чен Ир заявил, что "испытывает великую гордость за учёных Северной Кореи, научные успехи которых сделали этот запуск возможным". Несмотря на заявления других стран об отсутствии на орбите "патриотического" аппарата, КНДР в любом случае продемонстрировала наличие серьёзных наработок в сфере ракетных технологий.
С самого начала "мирные планы" КНДР вызвали неоднозначную реакцию США, Южной Кореи и Японии, решивших, что запуск спутника является лишь поводом для проведения очередных испытаний баллистической ракеты "Тхэпходонг-2", которая, предположительно, может нести ядерные боеголовки. Тем не менее, Пхеньян настаивает на том, что он лишь реализовал общепризнанное право проводить мирные исследования космоса и грозит, что откажется от переговоров по ядерному разоружению, если Совбез выступит с критикой пуска ракеты. Судя по всему, шум от северокорейского запуска утихнет ещё нескоро. К тому же, учитывая непредсказуемость КНДР, можно ждать чего угодно, вплоть до проведения ещё и "мирных" ядерных испытаний. Уже сейчас военно-политическое руководство страны заявляет, что не намерено останавливаться на достигнутом и в течение ближайших лет планирует запуск ещё нескольких спутников.
Подобные испытания ракетных систем под вывеской "мирного освоения космоса" стали уже повседневной реальностью. Более удачным по сравнению с корейским, стал запуск иранского спутника. 3 февраля ракета "Сафир-2" ("Пророк-2") вывела на орбиту спутник "Омид" ("Надежда"), тем самым записав Иран в число космических держав. Президент страны Махмуд Ахмадинеджад, объявляя о запуске спутника, пояснил, что этот прорыв иранской науки должен способствовать "распространению единобожия, мира и справедливости во всём мире" и назвал этот запуск историческим событием.
Запуски иранских ракет также вызывают беспокойство, поскольку показывают близость Тегерана к созданию баллистических ракет большой дальности. Не раз звучали заявления, что под прикрытием реализации национальных атомной и ракетной программ Тегеран стремится к созданию ядерного боезаряда и средств его доставки. Однако иранские власти, как и их северокорейские коллеги, настаивают на том, что космическая программа страны имеет мирный характер и преследует исключительно научно-исследовательские цели. Выступая на саммите стран Африканского союза, министр иностранных дел ИРИ Манучехр Моттаки подчеркнул, что "иранская спутниковая технология разработана в мирных целях для обеспечения потребностей Ирана".
Также, как и КНДР, Иран не намерен останавливаться на достигнутом, в ближайшем будущем режим аятолл планирует запустить в космическое пространство ракеты собственного производства "Кавешгяр-3" и "Кавешгяр-4" с животными на борту. Полным ходом идёт модификация ракет-носителей - "Шахаб-5" и "Шахаб-6". 21 ноября 2005 года впервые был выпущен пресс-релиз о планируемой иранской программе пилотируемой космонавтики, включающей одноместный 2-тонный космический корабль и в перспективе небольшую космическую лабораторию. Неофициальные китайские источники сообщали, что Иран готов участвовать в разворачивающейся программе создания орбитальной станции КНР. 20 августа 2008 года Иранское Космическое Агентство объявило, что Иран разработает и осуществит собственный пилотируемый запуск в пределах десятилетия, а планируемая дата запуска будет сообщена в течение полугода. В случае осуществления этих амбициозных планов в столь жёсткие сроки Иран может стать 5-й космической сверхдержавой с пилотируемой космонавтикой, уступив только Индии (планирующей собственный космический корабль к 2014-2015гг.) и опередив даже объединённую Европу (планы после 2018г.) и Японию (планы после 2020г.). Согласно тому же заявлению, Иран намеревается стать к 2021 году лидирующей аэрокосмической державой региона. Реализация вышеперечисленных мирных инициатив несомненно внесёт кардинальные изменения и в развитие иранского ракетного оружия, т.к. переквалифицировать ракеты с вывода спутников на доставку ядерного заряда не составит труда.
Значительный вклад в космические успехи третьих стран вносит нелегальный экспорт ракетных технологий. Неоднократно звучали заявления о схожести иранских и северокорейских ракет. По мнению специалистов, модификации иранских боевых баллистических ракет серии "Шахаб" считаются подобными ракетам КНДР серии "Тэпходон".
Ракетный экспорт - это не только прибыльный бизнес. Для Северной Кореи - это, скорее, вопрос выживания. В условиях жёстких санкций в отношении страны, а также общей неконкурентоспособности и отсутствия полезных ископаемых, доход от продажи ракетных технологий вносит существенный вклад в поддержание жизнедеятельности и боеспособности государства. По данным доклада южнокорейского Института международных отношений и национальной безопасности, ежегодный доход от продажи КНДР ракетных технологий достигает 150 млн долл. Основными их покупателями остаются Иран, Ливия, Сирия, Египет и Йемен. Неоднократно звучали обвинения в импорте северокорейских ракет Пакистаном. Так, по заявлениям ряда СМИ, в марте 2003 года Северная Корея экспортировала в Пакистан около 10 баллистических ракет типа "Скад-Б" с радиусом действия до 300 км. Как утверждает японская газета "Санкэй симбун", в 90-е годы Пхеньян и Исламабад заключили секретное соглашение в области обмена ракетными и ядерными технологиями.
Подобный рост ракетных возможностей в неспокойных государствах с сомнительными намерениями не может не волновать мировое сообщество, однако не совсем понятно, как это сообщество собирается в очередной раз "наказать" последних за несговорчивость. Ведь, фактически, все возможные санкции против этих стран уже введены.
Евгений Кириллов, Ореанда-Новости
Читайте также:
Памяти Вероники Дударовой: музыка и волшебство
С ветки на ветку: "Газпром" раскрыл антикризисную программу
Комментарии