ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Разговоры о реформе МВД перестали быть только сотрясением воздуха. Наконец-то произошла материализация идеи - в Интернете на суд общественности выложен проект нового закона "О полиции". Рабочее название документа было иным, но после предложения президента РФ Дмитрия Медведева переименовать милицию в полицию законопроект также сменил имя. Он размещён на специально созданном сетевом ресурсе zakonoproekt2010.ru. Планируется, что обсуждение продлится примерно до середины сентября, после чего документ отправят на доработку. Вся общественность активно принялась обсуждать новации. Тема действительно насущная.

Что изменится?

Ныне действующий закон о милиции был принят 18 апреля 1991 года, то есть ещё во времена существования СССР, для своего времени он был вполне прогрессивный. Но распался Союз, годы шли, Россия менялась, поменялись люди и общество, заработала по совершенно иным принципам экономика, а закон о милиции остался прежним. И хоть в него 14 раз вносились изменения, принципиального влияния они не оказали ни на милицию, ни на схему её работы.

Новый закон должен стать совершенно иным. Одно из основных предлагаемых нововведений - общественный надзор. По замыслу разработчиков, он будет осуществляться при помощи общественных советов, институт которых появился ещё в прошлом году. Но в правовом поле никак не закреплены и даже не обозначены полномочия его членов. Не указаны они и в полицейском законопроекте. Поэтому вряд ли можно ожидать от этого надзора чего-то иного, нежели простое обсуждение всем известных истин.

Проект закона о полиции по сравнению с милицейским изобилует понятиями открытости и прозрачности работы полиции. Так граждане якобы смогут получить от внутренних дел информацию, затрагивающую их права. Законопроект также предлагает обязать руководителей территориальных ОВД регулярно выступать с отчётами о результатах деятельности полиции перед законодательными органами государственной власти субъектов и муниципальных образований, а также перед гражданами, а участковых - перед гражданами, проживающими на подконтрольной ему территории. Особо отмечено, что полиция должна информировать СМИ о своей деятельности: по запросам редакций предоставлять необходимые сведения, проводить пресс-конференции, рассылать справочные и статистические материалы, а также взаимодействовать в иных формах.

Правда, хитрые оговорки "в порядке, установленном законодательством РФ" и "если это не противоречит требованиям о защите государственной и иной охраняемой законом тайны" сводят новшества на нет.

Выбор экспертов: милиция или полиция?

Согласно проекту закона, полицейский, по сути, получает право лишь только в трёх случаях беспрепятственно проникать в жилые помещения граждан: при непосредственном преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления; при наличии достаточных оснований полагать, что за дверьми жилища совершается преступление или произошёл несчастный случай, и при стихийных бедствиях, массовых беспорядках и иных чрезвычайных обстоятельствах, при условии, если жизнь и здоровье людей находятся в опасности. И в этой же главе деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что она не может или не должна достигаться таким образом.

Наиболее либеральной главой нового проекта, по задумке разработчиков, должна была стать глава о применении спецсредств, физической силы и огнестрельного оружия. И, действительно, в этой части детально описывается, как, к кому и в какой мере можно применять всё вышеперечисленное. Для спецсредств даже разработан список запретных для битья резиновой палкой мест: голова, шея и ключичная область, живот, половые органы, область проекции сердца. Запрещены и многократные удары в одно и то же место.

Ещё одно нововведение предлагает исключить "кумовство" в полицейских рядах. Если закон будет принят, руководитель подразделения не сможет принять к себе своего сына, пусть даже он будет "отличник боевой и строевой подготовки". Также устанавливаются требования к поступлению на службу в полицию и особенности её прохождения. Говорится, что к личностным и профессиональным качествам сотрудников полиции предъявляются повышенные требования. Поэтому каждый поступающий на службу в полицию должен пройти психофизиологическое исследование, тестирование на алкогольную, наркотическую и иную токсическую зависимость, а также "испытание в целях проверки его морально-психологических, деловых и иных качеств".

Экспертное мнение

Позволит ли смена названия изменить характер взаимоотношений граждан и милиции? Вот главный вопрос.

Руководитель фракции "Справедливая Россия" Николай Левичев считает, что "многострадальная российская милиция погрязла в скандалах и коррупции, полностью утратив доверие общества". "Можно ли восстановить это доверие, переименовав милицию в полицию, - задал он вопрос. - Пока это уравнение со многими неизвестными". По мнению парламентария, "факторов, которые повлияют на итоговый результат, огромное количество".

"Сама по себе смена вывески не принесёт большого эффекта, если она не будет сопровождаться другими мерами", - полагает Левичев. "Если мы пойдём по пути смены формы, не рискнув менять содержание, это заведёт нас в тупик", - предостерёг он.

Как отметил лидер движения "За права человека" Лев Пономарёв, нового закона о полиции в настоящий момент не требуется, "нужна реорганизация того органа, который называют милицией". "Новый закон принимать необязательно. Это имитация того, что нужна реорганизация милиции. Многое из того, что сейчас говорится в законе, и так было или это тривиальные вещи", - сказал он.

"Начинать нужно с изменения состава, кадровых перемен. Сейчас милиция вызывает скорее ненависть. А изменится только одно: теперь, когда захотят оскорбить милиционера, его будут называть не ментом, а полицаем. Сначала нужно привести милицию в чувство", - сказал лидер движения "За права человека".

Что касается самого законопроекта, то, по словам председателя Межрегиональной Ассоциации правозащитных организаций "АГОРА" Павла Чикова, в целом - и по структуре и содержанию - закон повторяет действующий.

"И это понятно, так как разработчик - МВД, - считает он. - Единственное серьёзное отличие в том, что социальные льготы и привилегии теперь будут отдельно. МВД изначально пошло по лёгкому пути описания наиболее типичных ситуаций. Выглядит так, будто президент поручил, и они написали, чем сейчас занимаются. Никаких кардинальных изменений не дали. А между тем, жизнь меняется, и возникнет что-то новое, а закон принимается не на один-два года. В действующий закон "О милиции" было внесено сорок поправок, и это один из главных аргументов самого МВД за то, что его нужно переписать заново".

Юриста настораживает, что в проекте часто даются открытые перечни, то есть с формулировкой "и иные ситуации", что, по его мнению, снижает качество закона. Кроме того, в тексте нет описания структуры будущей полиции. Например, проект не говорит, будет ли разделена милиция на муниципальную и федеральную, но не исключает этого. Также Чиков отметил, что, соглашаясь на определённый общественный контроль, закон не даёт возможности проведения расследования силами журналистов и общественников.

Мнение народа

Многие пользователи Интернета поддерживают идею президента переименовать милицию в полицию. Так, один из них пишет: "Переименование вполне целесообразно, если хотим перемен, нужно переломить прежде восприятие людей. Название "милиция" у большей части населения вызывает негативные ассоциации, настолько себя эта служба дискредитировала. Никто не верит в милицию. А вот у полиции есть шанс. Главное, чтобы сменой названия дело не ограничилось. Нужно менять всю систему".

А противники переименования службы приводят вот такие аргументы: "Ничего не изменится, а слово для нас абсолютно чуждое. Лично у меня слово полиция ассоциируется именно с деньгами. Нет смысла быть похожим на Запад именно в этой сфере. Слово "полиция" отталкивает любые патриотические мысли и идеи".

Украинские милиционеры тоже могут превратиться в полицейских

Первые комментарии к законопроекту появились сразу же после его публикации. "Необходимо создать колл-центр службы доверия, чтобы люди могли пожаловаться на, возможно, незаконные действия сотрудников полиции, а также получить правовую информацию, касающуюся действий сотрудников полиции", - так пользователь Интернета отзывается о статье об открытости и публичности российской полиции.

В статье 9 говорится о поддержании доверия граждан. Согласно пункту 8, "мнение граждан о деятельности полиции является одним из основных критериев официальной оценки её работы". О доверии к правоохранительным органам на сайте развернулась бурная дискуссия.

Пользователь Интернета: "Доверие к милиции увеличится, когда милиция будет добросовестно реагировать на сообщения граждан. Сейчас, если гражданин привезёт в ГАИ видеозапись, как автомобиль проехал на красный свет, протокола не будет в 100% случаев. Я лично пять раз обращался. Милиция не доверяет гражданам. О каком доверии к милиции может идти тогда речь?"

А вот комментарий об общественном совете: "Следует указать каким образом граждане могут стать членами общественного совета. Мне лично не безразлично и я бы хотел стать участником такого совета. Упростите процедуру создания таких сообществ. Народ желает участвовать. Сделайте так. чтобы это не осталось лишь на бумаге".

Надо сказать, что все вносимые гражданами предложения и комментарии тщательно модерируются. Чтобы не допустить пустой и неконструктивной ругани, разработчики сайта опубликовали правила общественного обсуждения законопроекта, призвав граждан не путать систему комментирования законопроекта с блогами. "Комментарии, не связанные с текстом законопроекта, не публикуются и не рассматриваются, - гласит документ. - Вносите предложения по дополнению законопроекта важными, с вашей точки зрения, но отсутствующими в нём новеллами".

Ликбез

Впервые милиция (в переводе с французского "ополчение") появилась во Франции после Великой буржуазной революции. Она была призвана защищать безопасность граждан, их имущество, а также государственную собственность, охранять общественный порядок.

В России же полиция как постоянно действующий орган была создана в результате реформ Петра I. В Санкт-Петербурге 7 июня 1718 года император учредил Главную Полицию. По его замыслу она была призвана заменить прежнюю систему - Разбойный приказ и Губные избы. 8 сентября 1802 года утверждён Манифест Александра I об учреждении Министерства внутренних дел Российской Империи.

Значительные перемены произошли в полиции в период правления Александра II, когда в стране разворачивались масштабные социально-экономические и политические реформы. Тогда в компетенцию ведомства кроме охраны общественного порядка входили важные административные, хозяйственные и экономические функции.

После Февральской революции постановлением Временного правительства от 6 марта 1917 года царская полиция была ликвидирована и "провозглашена народная милиция". Наименование было изменено, чтобы подчеркнуть близость к интересам народа.

В 1919 году Ленин подписал декрет СНК РСФСР "О советской рабоче-крестьянской милиции", а в 1920 году ВЦИК утвердил первое положение "О рабоче-крестьянской милиции".

До 1931 года милиция находилась в ведении местных Советов, затем - в системе Наркомата, с 1946 года - в союзно-республиканском Министерстве внутренних дел СССР, с 1991 года - в Министерстве внутренних дел России. Основы организации и деятельности милиции были регламентированы Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июня 1973 года "Об основных обязанностях и правах советской милиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью".

В настоящее время действует Федеральный закон РФ "О милиции" от 18 апреля 1991 года с последующими изменениями и дополнениями. В Законе затрагиваются вопросы общего положения, обязанности и права милиции, применение милицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, служба в милиции, гарантии правовой и социальной защиты сотрудников милиции.

Айвар Деветьяров, Ореанда-Новости

Читайте также:

Выбор экспертов: милиция или полиция?

Рында как символ протеста

Магнитная буря: ещё один удар

Неуправляемая стихия: огонь продолжает наступление

Засуха не в полях, засуха - в головах