Полиция: разогнать нельзя опять реформировать
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Факты чудовищных, напоминающих средневековые, пыток и изощрённых издевательств, практиковавшихся в полиции Казани по отношению к всего лишь подозреваемым в преступлениях гражданам, стали достоянием гласности.
В позапрошлое воскресенье, 11 марта 2012 г., в больнице Казани скончался 52-летний Сергей Назаров, доставленный с повреждением прямой кишки и разрывом внутренних органов из отделения полиции "Дальний". Перед смертью потерпевший успел заявить, что был задержан полицейскими по подозрению в краже сотового телефона, в ходе допросов его подвергли пыткам и издевательствам. Благодаря широкому общественному резонансу, вызвавшему, среди прочего, акции протеста в Казани против полицейского произвола, руководству республиканского и федерального МВД не удалось тихо замять этот дикий инцидент.
МВД России объявило о начале комплексной проверки в правоохранительных органах Татарстана, включая переаттестацию сотрудников. Руководство и некоторые рядовые сотрудники "Дальнего" были отстранены от работы, а затем уволены приказом главы МВД Татарстана Асгата Сафарова, который сам получил выговор от Рашида Нургалиева. Глава МВД РФ назвал действия казанских полицейских "предательством интересов службы". Четыре сотрудника "Дальнего" сейчас арестованы, а один помещён под домашний арест. Тем временем, в течение минувшей недели начали появляться сведения о других случаях пыток, избиений и унижений в этом отделе. Всего правозащитники выявили ещё 6 эпизодов насилия и угроз в "Дальнем".
16 марта МВД Татарстана объявило о расформировании этого отдела, где работал 81 человек, и об оснащении отделов полиции в республике 200 видеокамерами. Руководство федерального МВД объявило, в свою очередь, что все отделы полиции в РФ будут постепенно оснащены только прозрачными перегородками. Не отрицая рационального зерна в подобных планах, нельзя не задаться вопросом: может быть обновление полиции следует начать не с перегородок, а с восстановления доверия сограждан?
Примечательно, что события в Казани совпали по времени с окончанием первого года действия закона о полиции и истечением начальных 7 месяцев службы первых в неимперской России полицейских, тщательно отобранных, как уверяло руководство МВД, из бывших милиционеров. Реформирование милиции было инициировано, как известно, публикацией 7 августа 2010 г. в Интернете проекта закона "О полиции". Доработанный законопроект, предусматривавший смену названия милиции, содержавший описание основных принципов деятельности полиции, мер общественного контроля, расширенных прав полицейских и пр., был внесён 27 октября президентом Медведевым в Госдуму. Закон был принят Думой 28 января 2011 г., 2 февраля - одобрен Советом Федерации, 7 февраля - подписан президентом. Уже в соответствии с принятым законом с 1 марта по 1 августа 2011 г. в МВД была проведена переаттестация сотрудников. По её итогам 183 тыс. человек были уволены, а остальные бывшие милиционеры получили полицейские звания.
Как и предупреждали многие эксперты, реформирование без ясного понимания целей и задач реформ, без тщательной отработки механизмов реализации многочисленных благих пожеланий, продекларированных в законе, свелось к дорогостоящему переименованию структуры и переодеванию в новую форму без кардинального улучшения деятельности структур МВД. Впрочем, большие бюрократические системы обладают большой инерционной силой, поэтому перекрашивание милиции в полицию не привело к развалу или параличу ведомственных структур. Последнее имело бы действительно катастрофические последствия для большинства россиян, так как без органов охраны правопорядка повседневная жизнь очень быстро превратилась бы в хаос.
Вопреки достаточно широко тиражируемым мнениям как критиков режима, так и его идеологов, стоящих на крайних позициях, ни у широких слоёв российского населения, ни у большинства рядовых сотрудников МВД нет какой-то перманентной ненависти и агрессии по отношению друг к другу. Это постоянно доказывает повседневная жизнь. В качестве примера достаточно привести последние события в Брянске, связанные с пропажей 11 марта 9-месячной Ани Шкапцовой. Её мать около 17.30 мск зашла в зоомагазин в доме №33 по улице Пушкина в Володарском районе Брянска, оставив девочку в тёмно-коричневой в бежевую полоску коляске-трансформере перед входом. Выйдя из магазина, мать не нашла оставленую коляску. Сразу же после получения сообщения о пропаже структуры МВД начали масштабный розыск с привлечением более 1 тыс. полицейских. Примечательно, что их работа активно поддерживается неформальными организациями и добровольцами из местных жителей. Так, на поиски девочки из Москвы прибыли около 30 волонтёров. Полицейские, волонтёры и добровольцы прочёсывают местность, информируют граждан, раздают и расклеивают ориентировки по городу и окрестностям. Волонтёры также обратились в местные экстремальные клубы "Ночной дозор" и Encounter с просьбой помочь в обследовании заброшенных домов и недостроенных зданий в Брянске. Тем временем, госструктуры объявили о начале с 12 марта межгосударственной операции "Розыск". В её рамках на розыск ребёнка и лица, совершившего преступление, ориентированы областные управления ФСБ, погранслужбы, таможни, УМВД по Калужской, Курской, Орловской и Смоленской областям. К воскресенью, следователи опросили более 100 человек, проверили и отработали самые разнообразные версии, к работе были привлечены экстрасенсы, за достоверную информацию о местонахождении девочки УМВД гарантировало 1 млн руб. награды и освобождение от уголовной ответственности лицам, добровольно вернувшим ребёнка. Однако по состоянию на вечер вчерашнего дня каких-либо результатов расследование не принесло. Тем не менее, именно широкая и добровольная поддержка полиции гражданами, местным населением даёт надежду на то, что ребёнок будет найден и возвращён в семью.
События в Брянске и Казани свидетельствуют о том, что российская полиция, как и в любой другой стране, не является собранием исключительно злодеев или праведников. Полиция - необходимый инструмент в руках государства, для защиты граждан и общества, откуда, собственно говоря, полицейские и рекрутируются, оставаясь, одновременно, гражданами и членами общества. И если полиция перестаёт защищать интересы, жизнь и достоинство своих сограждан, то это, наверное, в первую очередь, непрофессионализм тех, кто имеет право отдавать приказы самой полиции, их неумение или нежелание организовать работу силовых структур должным образом.
Андрей Терёхин, Ореанда-Новости
Читайте также:
Казанский отдел полиции "Дальний" полностью расформировали
Полицейских будут регулярно проверять на детекторе лжи
Выявлены 6 случаев издевательств полицейских отдела "Дальний"
Комментарии