Перспективы ядерного равновесия: будущее договора СНВ-2
ОРЕАНДА-НОВОСТИ 19-20 мая в Москве состоялся первый раунд американо-российских переговоров о заключении нового Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). О его итогах обе стороны предпочли высказаться в традиционно сдержанном дипломатическом ключе - состоялся, мол, конструктивный обмен мнениями, работа экспертов только началась и пока рано говорить о её конкретных результатах. Несмотря на столь оптимистичные высказывания, ни о каких даже приблизительных очертаниях достигнутых договорённостей широкой публике неизвестно до сих пор, хотя вскоре после московской встречи обсуждения продолжились в Женеве в здании российской миссии.
Впрочем, представители России (директор департамента по вопросам безопасности и разоружения МИД РФ Анатолий Антонов) и США (помощник госсекретаря США Роуз Гетемюллер) не скрывают, что работа над договором будет крайне непростой и никто сейчас не может дать гарантий её успешного завершения.
Большинство международных экспертов, солидаризируясь с этим последним высказыванием дипломатов, скептически оценивают возможность заключения нового американо-российского соглашения. При этом они ссылаются на крайне сжатые сроки, оставшиеся на его подготовку и ратификацию, а также на сохраняющиеся между Москвой и Вашингтоном существенные разногласия по конкретным параметрам дальнейшего сокращения ядерных арсеналов.
Так, в частности, российская сторона настаивает на увязке нового договора с проблемой американской ПРО в Восточной Европе, а также считает, что под действие договора должны попасть ракеты морского базирования и снятые с боевого дежурства, но не уничтоженные боеголовки – так называемый "возвратный потенциал". Кроме того, снижение количества ядерных боезарядов и их носителей усилит невыгодный для России дисбаланс с США по обычным вооружениям, а также поставит вопрос о потенциале других ядерных держав, в частности, Китая, в сфере СНВ.
Свои возражения есть и у США. Вашингтон пока не согласен включать в текст договора обязательства по неразмещению ядерного оружия в космосе, а также имеет "претензии" относительно заметного превосходства России в тактических ядерных зарядах, которые не подпадают под условия договора. Немалый интерес США составляет деятельность России и её вовлечённость в ядерную программу Ирана. И обойти этот пункт в переговорах вряд ли удастся.
Актуальность проблемы заключения договора весьма высока: 5 декабря текущего года, когда истекает срок действия договора СНВ-1. Договор был подписан 31 июля 1991 г. в Москве президентами СССР Михаилом Горбачёвым и США Джорджем Бушем-старшим и лишь 5 декабря 1994 г., через несколько лет после распада СССР, - он вступил в силу. В разоруженческом и "нераспространительном" аспектах СНВ-1 стал ощутимым шагом к обеспечению паритета между стратегическими ядерными силами двух стран. СНВ-1 устанавливал равные ограничения на количество боезарядов и средств их доставки, а также на вес баллистических ракет. Это вообще был первый в "ядерной" истории договор такого типа. В нём оговаривалось, что каждая из сторон не может иметь более 1600 средств доставки ядерных боезарядов - развёрнутых межконтинентальных баллистических ракет (МБР), баллистических ракет (БР), подводных лодок и тяжёлых бомбардировщиков. Лимит боеголовок составлял 6 тыс., причём конкретно оговаривалось, на каких средствах доставки они будут развёрнуты. Большая их часть размещалась на МБР и БР. К тому же, к Договору СНВ-1 прилагалось несколько протоколов об инспекциях по взаимному непрерывному наблюдению за его выполнением. В итоге уже в 2001 году обе страны досрочно сократили свои ядерные арсеналы до размеров даже меньших, чем те, которые были определены договором. Разница, однако, состояла в том, что США складировали снятые с вооружения боезаряды, а Россия – уничтожала, так как, с одной стороны, уничтожение было оговорено для мобильных ракет, которых у США не было, а с другой – у России не было средств для хранения снимаемых шахтных зарядов. Сегодня такое положение дел Москву уже не устраивает, а потому вопрос об автоматическом продлении договора был бесперспективен.
Эксперты подчёркивают, что в настоящее время Россия и США не могут себе позволить не достичь хотя бы символических договорённостей по дальнейшему сокращению ядерных арсеналов. Во-первых, без такого соглашения действия обеих стран в этой области окончательно потеряют прозрачность и предсказуемость, и без того нарушенные выходом США из Договора по ПРО от 1972 года и началом создания американской системы противоракетной обороны. Во-вторых, отсутствие нового договора даст "неправильный сигнал" другим ядерным и "пороговым" странам и поставит под угрозу глобальную политику ядерного нераспространения. Наконец, в-третьих, непринятие СНВ-2 будет означать провал "перезагрузки" американо-российских отношений, которая была заявлена Бараком Обамой сразу же после его прихода в Белый дом.
Напомним, на встрече в Лондоне 1 апреля 2009 года президенты России и США договорились начать переговоры для заключения нового соглашения по СНВ. Решено, что стороны будут стремиться выйти на уровни сокращения СНВ, которые будут ниже, чем в Договоре о стратегических наступательных потенциалах (СНП).
Как ожидается, первые конкретные результаты двусторонних переговоров по новому соглашению должны быть представлены к запланированному на 6-8 июля первому официальному визиту нового американского президента в Россию.
Георгий Пешков, Ореанда-Новости
Читайте также:
Культурные события июня: кино, поэзия, музыка - и всё в Москве
Подсчитали - восхитились: оценены запасы нефти и газа в Арктике
Комментарии