Охта-центр: акценты сместились, проблема осталась
Очевидно, в споре об Охта-центре сместились акценты. Теперь уже стоит вопрос не в том, испортит ли проект культурное наследие северной столицы, а в том, могут ли обычные горожане участвовать в решении судьбы города.
Вопрос, предложенный инициативной группой, звучит так: "Согласны ли вы с тем, что высота зданий и сооружений на территории, ограниченной рекой Невой, рекой Охтой и проездом, соединяющим Большеохтинский мост и Комаровский мост, не может быть больше 100 метров?"
Председатель комитета по законодательству Виталий Милонов вышел на трибуну во всеоружии. Он зачитал подготовленный юридическим управлением пятистраничный документ, в котором содержались доказательства несоответствия вопроса, вынесенного на референдум, федеральному законодательству. Документ оказался настолько сложным, что Милонов иногда запинался, выговаривая формулировки.
По словам Милонова, вопрос сформулирован неточно и допускает множественные толкования. Депутату, в частности, непонятно, о какой высоте идёт речь: о предельной высоте или о той высоте, которая определена процедурой отклонения. Кроме того, по словам Милонова, даже в случае принятия положительного решения на всеобщем городском голосовании при подобной формулировке вопроса референдум не имел бы правовых последствий, поскольку закон не имеет обратной силы, а все процедуры выдачи разрешений на отклонение от высотности соблюдены.
В свою очередь его оппонент от партии КПРФ Сергей Малков назвал юридическое заключение "фиговым листком, которым прикрылись некоторые депутаты". По его словам, в вопросе о референдуме есть две составляющие: политическая и юридическая. "Мы решаем вопрос, имеем ли мы право разрешить петербуржцам решать судьбу города прямым волеизъявлением, и все мы здесь избраны тоже прямым волеизъявлением граждан", - напомнил он.
"Мы наблюдали сейчас цирковое представление с обоснованием невозможности проведения референдума", - заявил депутат Павел Солтан. Он напомнил, что президент и премьер-министр не раз высказывались за демократический путь развития. По словам Солтана, вопрос о строительстве "Охта центра" волнует действительно большую часть людей: "А мы боимся услышать их мнение", - удивился он. Солтан считает, что "когда мы боимся услышать мнение, отличное от позиции власти, то можно говорить о недолговечности этой власти, так как невозможно руководить людьми, которые не поддерживают эту власть", и назвал отказ ЗакСа попыткой лишить людей конституционного права высказаться и заткнуть им рот.
С критикой обрушился и один из членов инициативной группы Борис Вишневский, который назвал абсурдом довод о расторжении договоров. "Правительство Петербурга неоднократно отменяло не то что разрешения на отклонения, а и разрешение на строительство. То есть Смольный имеет такое право, а граждане на референдуме не имеют! Это абсурд. Ведь земельный участок выделяется под цели, а не под параметры застройки", - говорит Вишневский.
"Думаю, в юруправлении прекрасно это понимают, но задачу решали, как в школе - с конца, подбирая аргументы под конкретное решение", - резюмирует активист. Он говорит, что вряд ли он и его товарищи предпримут шестую попытку референдума, так как это, видимо, уже бессмысленно.
Тем не менее, суть проблемы это не меняет - в нынешнем устройстве власти обратная связь практически отсутствует. А законодательство и правоприменительная практика остаются на крайне низком уровне.
Будет построен "Охта-центр" или нет – всё ещё сложный вопрос. Как ранее заявил заместитель главы ЗАО "Общественно-деловой центр "Охта"" Владимир Гронский, башня не будет воздвигнута, "только если случится вселенская катастрофа". Но есть вероятность, что "вселенская катастрофа" случится после возведения небоскрёба. Руководство "Охта центра" не учитывает геотектонические риски, что делает вероятным такое развитие событий, как падение башни. Об этом на пресс-конференции в Институте региональной прессы сообщил начальник геоэкологической партии "Северо-Западная геология" Борис Дверницкий, отмечает ЗАКС.Ру.
Эксперт отметил, что факт наличия на территории Петербурга "древних долин, заполненных водонасыщенными мелкозернистыми песками, должен учитываться при высотном строительстве". Именно поэтому высотное строительство в Петербурге должно вестись с большой ответственностью и на специально подготовленных площадях, отмечает он. "Мы с коллегами написали письмо председателю совета директоров общественно-делового центра "Охта" Николаю Танаеву, в котором выразили желание встретиться, - сообщил Дверницкий. - Танаев публично говорил о том, что разобрал все возможные опасности, а вот ситуацию с блочной структурой не рассмотрел. Инициаторы строительства не раз перечисляли все опасности строительства "Охта центра", которые были выявлены в итоге пристального наблюдения. Однако, отмечает эксперт, геологические риски в этом проекте не рассматриваются вообще. "В экспертной группе мы говорили о своих опасениях по поводу наличия блочной иерархической структуры площади, на которой планируется возвести башню. Как она поведёт себя под этими нагрузками - это вопрос, который необходимо решать", - подчеркнул он.
Каковы же возможные риски? По мнению Бориса Дверницкого, не исключён вариант аварии, башня может рухнуть. Такое развитие событий не только опасно для жителей города, но и является дискредитацией самой идеи высотного строительства. По мнению эксперта, эти вопросы должны быть разрешены до начала строительства. "Сомнения в возможности тем более уместны, что освоение подземного пространства, в частности строительства метрополитена и глубокого коллектора, сопровождалось крупнейшими авариями, вызвавшими разрушение наземных зданий, закрытие на несколько лет перегона метро "Лесная" - "Площадь Мужества", строительство участка закрытых линий метро и ниток коллектора", - напомнил эксперт.
Впрочем, всё чаще в Интернете можно услышать мнение, что проект "Охта-центра" может существовать просто для отвода глаз. Так, например, пользователь edvan пишет: "Придумывают грандиозный проект №1. Инвестор вкладывается в проект №1. Народ протестует. Чтоб отвлечь внимание от проекта №1, придумывают проект №2. Инвестор вкладывается в №2. Народ протестует. Чтоб отвлечь внимание от проекта №2, например, от 2-й сцены Мариинского, придумывают проект №3, например, "Балтийскую Жемчужину". Инвестор вкладывается в "Балтийскую Жемчужину". Народ протестует. Чтоб отвлечь внимание от проекта №3, придумывают проект №4, например, Охта-центр. Инвестор вкладывается в №4. Народ протестует. Чтоб отвлечь внимание от проекта №4, придумывают проект №5, например поражение в Олимпиаде. Инвестор вкладывается в развитие спорта. Народ протестует".
И к слову, об инвесторах. Не так давно российские СМИ сообщали, что бизнесмен Геннадий Тимченко планирует стать обладателем блокпакета акций газового холдинга, который, в свою очередь, является владельцем 144 га в прибрежной зоне Финского залива от Лисьего носа до Сестрорецка. Напротив этого участка компания планирует намыть 400-500 га новой территории, чтобы затем застроить её элитным жильем и гостиницами. Проект расширения Петербурга в этой зоне уже одобрен Советом Федерации. Предполагается, что инвестиции в строительство новой земли составят несколько миллиардов евро.
Геннадия Тимченко называют другом Владимира Путина. Бизнесмен выступал одним из основателей петербургского клуба дзюдо "Явара-Нева", где премьер-министр является почётным президентом. В публикациях о Тимченко его успехи в бизнесе часто связывают с "путинским лобби". Однако сам предприниматель наличие дружеских отношений с премьером всячески опровергает, заявляя, что ведёт бизнес самостоятельно.
Айвар Деветьяров, Ореанда-Новости
Читайте также:
Пуля вместо паспорта: будни московской милиции
Комментарии