ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Продолжавшиеся в течение всей минувшей недели межправительственные переговоры РФ-Белоруссия по условиям нефтепоставок в 2010 году закончились в предыдущую субботу безрезультатно. Стороны взяли тайм-аут, попутно обвинив друг друга в неумении и нежелании договариваться. К каким последствия во взаимоотношениях обеих государств может привести срыв переговорного процесса?

Переговоры между российской и белорусской стороной относительно условий поставок в Белоруссию российской нефти в 2010 году очевидно носят затяжной, изматывающий обе стороны характер. Как известно, первый их раунд прошёл ещё 30-31 декабря 2009 года, за ним последовал раунд переговоров в Москве 6-7 января, последний, на текущий момент, раунд переговоров завершился, как и все предыдущие, безрезультатно в субботу 9 января. Более подробно хронологию событий можно восстановить по информационным выпускам агентства ОРЕАНДА-НОВОСТИ, приведённым в конце данного материала в обратной последовательности.

Хотя главные участники переговорного процесса с обеих сторон предпочитали и предпочитают хранить молчание относительно происходящего, принципиальные позиции российской и белорусской сторон достаточно хорошо известны, благодаря многочисленным высказываниям в СМИ как официальных лиц, так и представителей экспертного сообщества. Суть этих позиций, равно как и основные расхождения, подробно рассмотрены в материале: Нефть раздора. РФ и Белоруссия начали год со споров. Завершившийся позавчера последний тур переговоров добавил новые штрихи и нюансы, которые позволяют лучше понять позиции и действия участников переговорного процесса.

Стало очевидно, что противоречия между Россией и Белоруссией носят гораздо более глубокий и принципиальный характер, чем представлялось ещё несколько дней назад. Покидая Москву, делегация Белоруссии заявила, что "представила аргументированную позицию белорусской стороны, основанную на действующей правовой базе двусторонних отношений и подкреплённую соответствующими расчётами, максимально согласованными белорусскими и российскими экспертами в ходе проведённых ранее консультаций". Гости фактически предъявили обвинение в том, их аргументы были проигнорированы российской стороной.

Чтобы подчеркнуть принципиальный характер своей позиции, белорусы подняли уровень своей делегации уже в ходе переговоров. Если во втором раунде делегацию возглавлял глава "Белнефтехима" Валерий Казакевич, то в заключительном раунде, партнёром первого вице-премьера российского правительства Игоря Сечина стал первый вице-премьер правительства Белоруссии Владимир Семашко.

Впрочем, россияне тоже не остались в долгу. Вчера, сообщая о безрезультатном завершении переговоров российские СМИ растиражировали мнение анонимного российского нефтяного эксперта. Он проанализировал предложение Дмитрия Медведева о готовности беспошлинно поставлять белорусам для их собственных нужд 6,3 млн тонн нефти в год (эквивалентно экономической поддержке в 1,8 млрд долларов) и охарактеризовал позицию России следующим образом: "Если говорить простыми словами, то предложение России следующее: дорогие белорусские друзья, примите в дар российскую нефть для внутреннего потребления Белоруссии". Сопоставление данных комментариев показывает, что партнёры явно не находят общего языка.

В этой ситуации весьма удивительным выглядит молчание представителей структур Союзного государства России и Белоруссии. Идёт принципиальный спор не просто между соседями, как это уже бывало, и не раз, между РФ и Украиной. Друг друга обвиняют ближайшие союзники. Выдержит ли Союзное государство это нагрузку?  Не слишком ли велика плата россиян (в текущем году 1,705 млрд руб. только из госбюджета страны) за участие в организации, которая пока более запоминается зажигательными речами её государственного секретаря во время лоббирования и утверждения годового бюджета?

Очевидно, что РФ и Белоруссия не выложили ещё все свои козыри. К примеру, белорусская сторона, промуссировав в СМИ тему транзита электроэнергии в Калининград, ещё ни разу не обмолвилась о транзитных пошлинах на нефть. А ведь именно такой предельно жёсткой была реакция Лукашенко на введение Россией экспортных пошлин на нефть, поставляемую в Белоруссию, в январе 2007 г. Уже через день белорусская сторона ввела собственную пошлину на транзит в размере 45 долларов за тонну. Правда, через несколько дней стороны урегулировали конфликт. Белорусская сторона сняла пошлины, а российская - в ответ – просубсидировала поставками беспошлинной нефти за три последних года  экономику соседей примерно на 10 млрд долларов.   

Впрочем, у россиян тоже есть некоторые возможности для манёвра. Как известно, с начала экономического кризиса РФ и Белоруссия постоянно вели переговоры о выделении нашим соседям кредитов, для поддержания экономики. В принципе, это мог бы быть эффективный рычаг на партнёров на переговорах с тем, чтобы сделать их позицию более гибкой.

И, что интересно, вчера стало известно, что Минфин Белоруссии получил синдицированный кредит в размере 6 млрд руб. от российских банков: Сбербанка РФ, госкорпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности ВЭБ", "Газпромбанка" и Альфа-банка. Как отметили СМИ, средства будут использоваться для ресурсной поддержки банковской системы страны.

Возникает закономерный вопрос о том, что же произошло. Является ли это хитрой комбинацией, призванной затянуть союзников в долговую яму или же, как это нередко бывает, левая рука не ведает, что творит правая? Хочется надеяться, что россияне весьма скоро узнают истинное положение вещей.    

Андрей Терёхин, Ореанда-Новости

Читайте также:

Нефть раздора. РФ и Белоруссия начали год со споров

Россия и Белоруссия не смогли договориться

Делегация РБ отправляется в Москву для переговоров по нефти

Белоруссия и Россия не договорились о нефти

РФ и Белоруссия продолжают переговоры по нефтепоставкам

Белорусские НПЗ получают российскую нефть