Не ждали: горняки поднимаются из забоев на митинги
В минувшее воскресенье массовый митинг протеста прошёл в Воркуте. На улицы города и на его центральную площадь вышли шахтёры компании "Воркутауголь", входящей в холдинг "Северсталь". По информации местных СМИ, в митинге протеста против (анти)социальной политики владельцев угледобывающей компании, организованном как традиционным профсоюзом шахтёров "Росуглепроф", так и Независимым профсоюзом горняков, приняли участие более тысячи человек. Таким образом, данная акция стала крупнейшим выступлением шахтёров за всё время кризиса.
Митингующие потребовали от руководства крупнейшего производителя в РФ коксующегося угля повысить заработную плату шахтёров, отказаться от планов сокращения рабочих мест и увольнений горняков. "Нет угля - нет Воркуты", "Северсталь" - где наши деньги, где наше жилье?", "Шахтами должны управлять горняки", - гласили лозунги в руках собравшихся.
Представитель независимого профсоюза угольщиков "Соцпроф" Леонид Мочалов, участвовавший в митинге, заявил СМИ: "Потеря единственного источника к существованию семей угольщиков приведёт к социальной напряжённости. Шахтеры призывают хозяев предприятия поднять зарплату, чтобы в условиях кризиса можно было достойно жить, а не влачить жалкое существование". А для беспокойства у угольщиков республики Коми есть все основания. Как известно, из-за спада спроса на продукцию предприятия в условиях кризиса, "Воркутауголь" уже пообещала сократить с 1 августа сего года 3% персонала (около 400 человек), ещё 550 сотрудникам предложат перейти на работу в сервисные компании-подрядчики.
Примечательным обстоятельством состоявшейся акции протеста оказалось активное участие в ней жителей Воркуты, которые протестовали против резкого роста тарифов на коммунальные услуги. По информации профсоюзов эти тарифы непомерно высоки. Стоимость услуг ЖКХ составляет в Заполярье в среднем 6-8 тыс. руб. в месяц за двухкомнатную квартиру. Такое положение вещей побудило в ноябре прошлого года делегатов конференции трудового коллектива ОАО "Воркутауголь" принять решение обратиться в Правительство Республики Коми с просьбой остановить повышение тарифов на услуги ЖКХ. В ответ профсоюзы получили, как они утверждают, письмо, в котором республиканские власти объясняли неизбежность роста тарифов увеличением цен на газ. Между тем, Воркута даже не подключена к газопроводу, а ТЭЦ и котельные работают на мазуте или угле.
Не достучавшись до республиканских руководителей, участники митинга 24 мая приняли резолюцию, в которой обозначили свои требования: создать в Республике Коми комиссию для анализа обоснованности тарифов ЖКХ; снизить порог получения субсидий с 22 до 10% от совокупного дохода семьи; законодательно определить понятие "МРОТ", как величину, не включающую районные коэффициенты и прочие надбавки; внести изменения в федеральное законодательство, которые позволят решить вопрос переселения семей работников, погибших на производстве, из районов Крайнего Севера.
Воскресный протест горняков резко контрастировал с оптимистичными заявлениями российских чиновников, прозвучавшими 25 мая. Помощник президента по экономическим вопросам Дворкович, вице-премьер Жуков, министр здравоохранения Голикова, наперебой спешили поделиться со СМИ информацией о том, что в России остановился рост числа зарегистрированных безработных. По данным Минздравсоцразвития, благодаря реализации правительственных программ занятости, число официальных безработных в России к 20 мая 2009 года снизилось до 2,25 млн человек, хотя на 13 мая официальное число безработных составило чуть более 2,257 млн человек.
События в Воркуте показывают истинную цену данным цифрам, которые, по всей видимости, уже не оказывают на россиян успокаивающего эффекта. Очевидно, что российским чиновником следует, если они хотят знать истинное положение вещей в стране, перейти на международную методику, используемую Международной организацией труда (МОТ). Данная организация, не мудрствуя лукаво, признаёт безработными всех, кто в данный момент не имеет работы, активно её ищет любыми способами и готов приступить к ней в кратчайший срок. По методике МОТ в апреле в нашей стране безработица составляла 10,2%, без работы оставались 7,7 млн россиян (данные Росстата).
Впрочем, по мнению экспертов, у отечественных бюрократов нет каких-либо стимулов к познанию реальности. По всей видимости, их нисколько не волнует тот факт, что митинг в Воркуте - не первая протестная акция шахтёров. Как известно, в конце марта 10 шахтёров на шахте имени Чиха в Ростовской области объявили, что не выйдут из шахты, пока им не будут выплачены долги по заработной плате. По всей видимости, чиновникам известны социологические данные, согласно которым, митинги в регионах вряд ли перейдут в общероссийское мероприятие. Руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер связывает это с отсутствием в России реальной оппозиции, которая могла бы в масштабах страны вывести людей на улицы.
Однако при этом упускается то обстоятельство, что растущее недовольство социальных низов может быть резко простимулировано событиями, которые, вроде бы, не связаны, напрямую, с их социально-экономическим положением. Так, на шахтёрском митинге настойчиво звучали требования к республиканским и федеральным властям решить проблему переселения из районов Крайнего Севера 110 вдов горняков. Начиная с 2005 года федеральные, а за ними республиканские власти отказались от каких-либо финансовых обязательств, хотя первый случай потери кормильца относится к июню 1977 года, т.е. он произошёл на госпредприятии. В свете беспрецедентных затрат российской стороны на организацию "Евровидения-2009" подобная политика выглядит особо показательным.
Учитывая тот факт, что впереди у России проведение Олимпиады-2014, а также подача заявки на проведение чемпионата миру по футболу в 2018 году, подобное поведение владельцев предприятий чревато социальными взрывами. Впрочем, есть надежда, что до потрясений дело всё же не дойдёт. По мнению Гонтмахера, даже на локальные протесты будет "реакция на федеральном уровне, так как каждый случай нервирует премьера и президента". Так ли это на самом деле, россияне узнают уже очень скоро.
Андрей Терёхин, Ореанда-Новости.
Читайте также:
Комментарии