Не ждали? Кризис ударил по арт-рынку
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Наверняка многие ещё по школьному курсу помнят картину Ивана Репина "Не ждали". Художник изобразил неожиданное возвращение главы семьи с каторги. Примерно такая же ситуация складывается на арт-рынке. Правда, с точностью да наоборот. Многие коллекционеры и почитатели искусства ушли или снизили активность на арт-рынке. Причиной тому стал мировой финансовый кризис.
Падение за падением…
О кризисе на арт-рынке заговорили после нью-йоркского аукциона "Современное искусство", который провёл дом "Сотбис" на прошлой неделе. Торги принесли 125,1 млн долларов при ожидавшемся минимуме в 202,4 млн. После аукциона глава отдела современного искусства "Сотбис" Тобиас Мейер отметил, что цены в этом секторе рынка вернулись на уровень 2006 года. На тех же торгах калифорнийский миллиардер и влиятельный коллекционер Эли Брод сказал: "Не думаю, что мы уже достигли дна. Но приблизились". На торги выставлялись 63 лота, из которых непроданными остались 20. А часть проданных лотов ушли за цену, меньшую эстимейта. Так, картина Ива Кляйна "Archisponge" была продана за 21,3 млн долларов при её оценке в 25 с лишним миллионов.
Чуть ранее на другом аукционе "Сотбис" не смогли продать картину русского мариниста XIX века Алексея Петровича Боголюбова "Вид Санкт-Петербурга". Устроители торгов рассчитывали выручить за картину около 3 млн долларов. Но когда были объявлены лот и начальная цена, в зале не поднялось ни одной руки. А большинство других заявленных лотов были куплены за цену, немногим большую ожидаемой, или даже ниже её.
А 13 ноября на нью-йоркских торгах дома Phillips de Pury & Co оценённая в 3-4 млн долларов картина британца Дэмиена Херста не нашла покупателя. Желающих купить картину Херста под названием "Безумная сафическая вдохновенная гипнотическая картина прекрасных Артемиды, Тора, Нептуна, Одина" также не нашлось. Да и в целом, итоги аукциона по продаже произведений современных художников оказались плачевны: ведущему вечера удалось продать лотов на 9,6 млн долларов при том, что низкая оценка суммарных результатов составляла 23 млн.
Через несколько дней после неудачных торгов самый влиятельный человек в мире искусства и самый богатый ныне живущий художник Дэмиен Херст признал, что глобальный финансовый кризис ударил по рынку современного искусства, и что он снизит цены на свои работы: "Я думаю, что искусство стоит столько, сколько за него готовы заплатить".
… а раньше были взлёты
А ведь на протяжении последнего года не проходило и недели без новости об очередном рекорде на том или ином аукционе по продаже предметов искусства. Вот лишь некоторые из них:
- в августе 2007 года работа всё такого же Дэмиена Херста была продана за 100 млн долларов. Череп под названием "Ибо это есть любовь к Богу" был выполнен по образцу настоящего черепа, принадлежавшего человеку из XVIII века. Покупателями стала группа анонимных инвесторов.
- в сентябре того же года был установлен рекорд цены на работы французского художника Жана-Антуана Ватто. Картина "Сюрприз", датируемая 1718 годом, ушла с молотка за 24,4 млн долларов.
- в мае 2008 года триптих Френсиса Бэкона, на котором изображён терзаемый стервятниками мужчина был продан неизвестному европейскому коллекционеру за 86 млн долларов. Работа британца, созданная в 1976 году, установила новый ценовой рекорд на произведение современного искусства.
- в июне этого года картина Моне "Пруд водяных лилий" продана на аукционе "Кристис" за рекордную сумму в более чем 80 млн долларов.
Но есть и плюсы…
Впрочем, несмотря на все негативные стороны кризиса на арт-рынке есть и положительные стороны. Речь идёт об искусственном подогреве интереса к искусству современных художников. Ещё в 2007 году директор аукционного дома "Кристис" Эдвард Долман заявил об очевидных признаках перегрева на арт-рынке.
Управляющий крупнейшим австрийским аукционным домом "Доротеум" Мартин Бема считает, что стабильно переживают любой кризис "художники, на которых цены не упадут никогда". "Это голубые фишки, лучшие работы лучших мастеров, и цены на них стабильны, а стабильность сейчас - лучшая инвестиция", - пояснил он. "На современное искусство в последние годы цены были раздуты и не исключено, что вскоре этот пузырь лопнет", - отметил господин Бема.
Поэтому здесь можно говорить о некоем естественном отборе, когда в итоге выживут (то есть не потеряют в цене или отыграют её в будущем) сильнейшие. И наступит день, когда на аукционы вновь вернутся коллекционеры и почитатели искусства. И тогда устроители торгов станут похожи на героев картины Репина "Не ждали".
Алексей Примечаев, Ореанда-Новости
Читайте также:
Гуру помогут "Большой двадцатке" преодолеть кризис?
Комментарии