ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Прошло больше года с тех пор, как Россия и Грузия схлестнулись в короткой, но жестокой схватке. Война закончилась, она стала историей. Теперь историю переосмысливают - на киноэкранах.

Кино

Бегущие в панике люди, танки, вертолёты… На грузинской военной базе Вазиани завершились съёмки картины с рабочим названием "Грузия" - киноверсия августовских событий. Режиссёр ленты - Ренни Харлин.

"Я долго ждал чего-то серьёзного, основанного на реальных событиях. Я думал, что мне удастся осуществить это, сняв "Маннергейм" - историческую эпопею о финском генерале, но это не получилось из-за отсутствия финансирования. И когда две недели назад я получил этот сценарий, я понял, что это то, что я искал, это большая человеческая история, с трагическим, серьёзным подтекстом. Я увидел это, как свою возможность использовать мой опыт в съёмке фильмов жанра "экшн", чтобы рассказать историю сложного конфликта, беспристрастно, и с сильным антивоенным акцентом", - сказал Харлин.

"Мы, в первую очередь, старались показать войну как отрицательное явление, - добавляет продюсер фильма Майкл Фланниган. - Нам выпала возможность снять по-настоящему антивоенную картину". По его словам, бюджетные рамки фильма "довольно жёсткие", в отличие от предыдущих работ финского режиссёра, снявшего такие  крупнобюджетные триллеры, как "Крепкий орешек - 2" с Брюсом Уиллисом в главной роли и "Скалолаз" с Сильвестром Сталлоне.

Размер бюджета фильма неизвестен. Однако грузинская оппозиция уверенно утверждает, что знает источник средств, и называет конкретные суммы. В частности, лидер лейбористов Шалва Нателашвили заявил, что президентом Грузии выделено на фильм 35 млн долларов.

35 млн для фильма с большим количеством батальных сцен - по голливудским меркам, сумма небольшая. С другой стороны, в истории грузинской киноиндустрии этот проект, в любом случае, станет самым дорогостоящим, и Би-би-си расплывчато говорит о "мультимиллионном" бюджете.

Грузинская оппозиция, в свою очередь, потребовала сделать достоянием гласности финансирование фильма. "Бюджет этого фильма должен быть прозрачным, – заявила экс-спикер парламента, лидер "Демократического движения "Единая Грузия" Нино Бурджанадзе. - Кстати, известно, что частично съёмки оплатила АО "Маднеули", которая принадлежит русским".

Впрочем, данные высказывания выглядят сомнительными, ведь фильм носит антироссийский характер. Так, в комментариях американской прессы по поводу съёмок даётся контекст подчёркнуто антироссийского содержания: "российские войска оккупировали грузинскую территорию, бомбили цели по всей территории Грузии, а затем отступили в Южную Осетию, независимость которой Россия признала наряду с Абхазией".

Грузинские СМИ высказывают сомнения относительно беспристрастности фильма, подчёркивая, что один из продюсеров - грузинский депутат Папуна Давитайя - приближённый Саакашвили. Кроме того, известно, что Давитайя - беженец из Абхазии, и отношение к территориальным проблемам Грузии и роли России в этом у него объяснимо эмоциональное.

Правда, сам Давитайя все обвинения отвергает: "Грузинское правительство помогло фильму только разрешением (правами) на съёмки. Никакой финансовой инициативы от него не исходит. Это кино не пропагандистское. Мы стараемся сделать этот фильм сбалансированным и объективным".

В основе сюжета фильма лежит история американского тележурналиста и его оператора, оказавшихся на территории Грузии во время военных действий. Героям приходится выбирать между профессией и симпатиями к местному населению. "Они буквально оказались между двух огней и вынуждены сделать сложный этический выбор, демонстрируя при этом журналистскую беспристрастность", - поясняет Ренни Харлин

Саакашвили - один из главных героев блокбастера. Ранее единственным героем по фамилии Саакашвили был один из четырёх танкистов в популярном польском телесериале. Образ президента Саакашвили, скорее всего, затмит Саакашвили-танкиста. Ведь играть его приехал звезда Голливуда Энди Гарсиа. Актёр известен публике своим амплуа обаятельного гангстера в фильмах "Крёстный отец-3" и "11 друзей Оушена".

Наблюдатели отмечают, что Гарсиа внешне необычайно похож на темноволосого 41-летнего грузинского лидера. "Гарсия очень хорош", отмечает главный редактор грузинской газеты Messenger Заза Гачечиладзе. "Он уже перенял некоторые характерные черты президента, в том числе его исключительную стремительность при движении". Чтобы вжиться в образ грузинского лидера, актёру пришлось пожевать собственный галстук и так же, как Саакашвили, прятаться за спинами охранников при звуке российского самолёта.

Вот "Михаил Саакашвили" выходит к прессе и объявляет, что "российская армия пересекла границу Грузии, начался вооружённый конфликт". На лацкане пиджака - значок с грузинским флагом. Звезда Голливуда едва не плачет - "его страна" в опасности. Сцена вышла драматичная, и актёру понадобилось три дубля.

"Несмотря на требования России, я не покину Тбилиси", - надрывается "Саакашвили". "Бог спасёт Грузию", - резюмирует он.

Вот режиссёр выходит на проспект Руставели и просит встречать Энди криками "Миша!". Массовка послушна. Но накала, как это было 12 августа 2008 года, всё же нет. Тогда снимается ещё один дубль. И ещё один. И ещё…

Это кино. В жизни всё по-другому.

Жизнь

Совсем другое дело – картина Акима Салбиева, народного артиста Осетии, "Цхинвал. Август". В фильме нет журналистской пропаганды. Это скорбное безмолвие. Это жизнь.

"Я хотел снять фильм об истории взаимоотношений Южной Осетии и Грузии, которая длится уже не один век. Но началась война. И я решил снимать другой фильм, который можно было бы назвать "скорбное безмолвие". У него мог быть другой сценарий, если бы я не познакомился с мальчишкой, который сказал мне: раньше я видел войну только в кино, а теперь - своими глазами. И я предложил ему, чтобы он показал нашей съёмочной группе свой родной город Цхинвал… "

Заставить зрителей увидеть то, что случилось в страшные августовские дни, глазами ребёнка, 11-летнего Димы Джиоева. "Эти свидетельства людей - вот, что было для меня главным. Поэтому в фильме нет никаких комментариев", - говорит Аким Салбиев.

"Есть хроника, которая говорит сама за себя. Есть жестокий кинодокумент: школа и кладбище, встречи и разговоры, дети и женщины, которые рассказывают о войне. Именно таким, на мой взгляд, должно быть документальное кино. Я не документалист, но жизнь сама диктует, что надо снимать. И я снял этот фильм не потому, что я осетин, а потому что это мой долг. А это главное слагаемое в профессии режиссёра".

Как выходцу с Кавказа Акиму Салбиеву совсем не хотелось бы, чтобы этот прекрасный горный край ассоциировался с полем боя. И его чувства разделяет композитор Жанна Плиева, автор музыки к фильму. Он начинается с панорамы гор, на этом фоне звучит мелодия, которую поёт сама Жанна. "В другом моём произведении эта музыкальная тема - гимн человеку, его красоте. Здесь же она звучит с надрывом, как плач", - говорит композитор и продолжает:

"Любое проявление насилия на Земле – ужасно, где бы это ни было, с кем бы это ни было. Мы должны уметь заглянуть друг другу в глаза. Для себя я считаю так: земной шар – это моя родина, а люди, его населяющие, – мои соотечественники. Поэтому зло не должно иметь места на Земле".

"Кино не решает никаких проблем, кино только ставит вопросы, - заключает Аким Салбиев. - И вопрос моего фильма таков: кто ответит матерям за погибших сыновей, женам за погибших мужей, детям, потерявшим родителей?"

Айвар Деветьяров, Ореанда-Новости

Читайте также:

Зарплата в конверте: бизнес готовится к отмене ЕСН

ФССП: Выбить долг любой ценой

Дубай подкинул миру загадку

Осторожно, рейдеры!