Мастер-класс по реставрации фресок: хотелось как лучше...
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. На днях интернет сообщество всколыхнула новость о том, что в испанском городе Борха близ Сарагосы у одной из жительниц проявился талант художника-реставратора. 80-летняя сеньора по имени Сесилия Хименес, раздосадованная тем, что фреска XIX века, украшавшая Храм Милосердия, пришла в непотребный вид, решила лично заняться спасением картины: она принесла в церковь краски и "отреставрировала" шедевр.
Фреска Ecce Homo (Есть Человек) испанского художника Элиаса Гарсиа Мартинеса занимала почётное место в Храме Милосердия более сотни лет. За эти годы невнимания к себе, шедевр с изображением Иисуса в терновом венце, изрядно поистрепался: сказались условия высокой влажности в помещении, отчего часть фрагментов стёрлась, а местами осыпалась краска. "После реставрации" изображение стало больше походить на "очень волосатую обезьяну в мешковатой тунике". Корреспондент BBC Кристиан Фрейзер отметил: "тонкие мазки кисти Элиас Гарсиа Мартинеса были погребены под неряшливо разбрызганной краской".
Сама "реставратор" Сесилия Хименес заверяет, что идея восстановить картину принадлежала не ей: ей лишь поручили заняться выполнением тонкой работы. По словам горе-художницы, о ходе работ было известно священнику, ни слова против не говорили и охранники. Видели её и прихожане церкви - Сесилия ни от кого не пряталась и работы над восстановлением фрески проходили прямо на глазах у публики. Будучи человеком верующим, Сесилия сама ходит в эту церковь помолиться, в этом же храме она выходила замуж.
"Пока эта женщина занималась одеждой, всё шло нормально, до тех пор, пока она не добралась до головы. Теперь совершенно очевидно, что она испортила фреску", - так прокомментировала ситуацию вокруг картины внучка художника Тереза Гарсиа, которая уже пожертвовала сумму для профессионального восстановления картины. Впрочем, сама же Сесилия, которая с пяти лет рисует и занимается реставрацией, тоже осталась недовольна результатом: а всё потому, что работу она ещё просто не закончила!
Между тем, испанские искусствоведы собираются провести в церкви встречу для обсуждения плана реставрации после "реставрации". Хуан Мария Охеда, член городского совета по вопросам культуры, который занимается этим делом, заявил, что виновница готова встретиться с экспертами и рассказать им, какими материалами она воспользовалась. Чиновник отметил, что старушка наверняка "действовала из лучших побуждений. Если нам не удастся восстановить фреску, мы повесим на стену церкви фото произведения", - добавил Охеда.
Творчество Сесилии Хименес сейчас активно разбирается и изучается интернет-сообществом. Одни оправдают результаты "реставрации" особенным художественным вкусом Сесилии Хименес и выступают за то, чтобы дать художнице завершить начатую работу, а другие утверждают, что она больна зрительной агнозией - нарушением восприятия зрительных образов при нормальном зрении. Поэтому не исключено, что во время работы Хименес действительно думала, что подрисовывает какие-то фрагменты к лику Христа.
Тем временем, в Интернете уже собирают подписи под петицией о сохранении в неизменном виде фрески, над которой потрудилась старушка. Авторы петиции считают, что работа Гименез критикует "креационистские теории" Церкви, и сравнивают отреставрированную фреску с произведениями Гойи, Мунка и Модильяни. Под петицией подписались свыше 6 тыс. человек. Авторы ещё одной петиции заявляют следующее: "Испанские деятели культуры хотят переделать радикальную переработку клишированного изображения Христа кисти Элиаса Гарсия Мартинеса.... Это огромная ошибка, так как новое изображение является сокровищем культуры и должно быть сохранено".
Какое решение будет принято относительно фрески и будет ли к Сесилии Гименез применено наказание, пока неизвестно. Городской совет Борха не исключает, что против старушки будет заведено уголовное дело. Власти не могут оставить безнаказанным поступок Сесилии Хименес, какова бы ни была ценность испорченной фрески.
Алексей Примечаев, Ореанда-Новости.
Читайте также:
Комментарии