Литература уходит в блоги - 4
Язык мой – враг мой
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. В чем же различие рядового блоггера и писателя? Можно ли, к примеру, по записям в дневнике, не заглядывая в профиль журнала, определить, какой автор является профессиональным литератором, какой нет? Для обычного блоггера характерно частое использование в письменной речи (особенно в комментариях) словечек из Интернет-новояза: "превед", "аффтар", "жжош", "сцуко", "жывотнае" и т. п. Кроме того, сама форма ведения блогов – на публику – провоцирует автора к тому, чтобы писать не просто обо всех событиях, но о тех, что вызывают отклики других юзеров. Иными словами, рядовые события из личной или общественной жизни, которые прежде принято было описывать в бумажных дневниках, не предназначавшихся для публичного просмотра (во всяком случае, при жизни автора), в блогах не вызывают серьёзного резонанса. Отсюда – намеренное искажение блоггерами действительности, приукрашивание её, передёргивание фактов, агрессивность и стремление во что бы то ни стало привлечь внимание к проблемам, которые, часто бывает, яйца выеденного не стоят.
Это не означает, что профессиональный писатель не может использовать слова из новояза в своем блоге или не делать провокационных записей. Иной раз этим грешат и писатели, не желающие выглядеть в Сети "отсталыми" и "не продвинутыми" на фоне других пользователей, а также не желающие прозябать в безвестности, когда сплошь и рядом юркие блоггеры становятся значимыми фигурами за счёт того, что пишут разную белиберду, собирающую массу откликов. Грамотная пиар-кампания – одно из условий благополучного существования писателя в Сети. Но литератор, в отличие от простого блоггера, всегда знает меру и не злоупотребляет подобного рода приёмами. Литератору всегда есть что сказать, помимо констатации свершившихся фактов. Литератор озабочен продвижением собственного творчества, обычный же блоггер, который не может похвастаться ничем, кроме записей в дневнике, занят, прежде всего, самолюбованием, утверждением себя как личности.
"Аффтара!"
Трудно сказать, составит ли сетература серьёзную конкуренцию собственно литературе в ближайшем будущем? То, что они уже конкурируют – это факт. К примеру, существует даже престижная литературная премия для блогов – Лулу Блукер. Она вручается за произведения, основанные на блогозаписях. Такие книги в рамках премии называют "блуками", синтезируя "блог" с названием Букеровской премии по литературе. Учредители Лулу Блукера утверждают, что "блук" – это новый тип книги, облекающий в новаторскую форму традиционное содержание, а сама премия создана для тех, кто превращает свой блог в полноценное художественное произведение. Премия эта пока не может похвастаться внушительным призовым фондом, как Букеровская, но, судя по росту популярности и развитию сетературы, всё ещё впереди.
Грань между бумажными и сетевыми изданиями стремительно размывается. Когда-то "толстые" литературные журналы имели в нашей стране по миллиону подписчиков в год, теперь же они довольствуются несколькими тысячами, зато открывают и совершенствуют свои сайты, привлекая читателя из Сети. Некоторые сетевые издания, изначально существовавшие только в Интернете, наоборот, активно начинают выпускать альманахи и сборники своих авторов на бумаге.
А что же сами авторы? Авторы ищут любых путей к славе, как и во все времена. И если путь этот усеян виртуальными шипами, то нет никаких сомнений в том, что автор сделает всё, чтобы дойти до конца. Британская газета "Guardian" провела исследование, согласно которому самым популярным блоггером в мире оказалась китайская актриса и режиссёр Ксу Жинглеи. Количество просмотров её блога за два года года достигло 100 миллионов! Самое интересное, что в её журнале нет описания сцен секса или насилия, нет откровенных фотографий или провокационных заявлений – блог посвящён работе и повседневной жизни его хозяйки. На втором месте оказался опять-таки представитель Китая – прозаик Хан Хан, количество просмотров блога которого немногим уступает рекорду Ксу Жинглеи. Стоит ли говорить, что книги обоих авторов становятся бестселлерами ещё до их появления в продаже, а реклама практически не нужна, поскольку эту функцию выполняет суперраскрученный блог? Трудно сказать, как сложилась бы судьба этих сочинителей при отсутствии Интернета, но одно можно утверждать точно – немало ещё имён откроет нам Сеть.
Начало - Литература уходит в блоги
Игорь Чернышов, Ореанда-Новости
Комментарии