Какое оно - лицо будущего российской науки?
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Вчера, в третьем и последнем чтении Государственная Дума России приняла закон о реформе Российской Академии Наук. Этот закон, который по планам самих депутатов должен был быть принят ещё весной, наделал много шума. Не только в академической, научной среде, но и в российском обществе в целом. И, как это зачастую бывает, однозначной оценки ему вынести общество не смогло.
Причём, если в большинстве случаев лагеря противников и сторонников очередной новеллы делятся пусть и не пополам, но однозначно с заметными центрами общественного мнения, то в данном вопросе общество разделилось сразу на три группы. Те, кто "за", кто "против" и те, кто не очень понимает, зачем всё это делается. Причём последних оказалось большинство.
То, что с российской наукой не всё ладно, стало ясно ещё в середине девяностых. Когда явно наметился тренд по массовой эмиграции хоть мало-мальски стоящих учёных, не говоря уже о значимых. Тогда, когда звание кандидатов и докторов наук перестало говорить о причастности человека к миру высших знаний, к касте профессионалов, посвятивших жизнь развитию того, что принято называть достоянием человечества. Однако тогда всё объяснялось недостатком финансирования. В то время всё этим объяснялось.
За последние пятнадцать лет многое изменилось. В первую очередь, именно финансирование. Его до недавнего времени было в избытке. Государство щедро распределяло средства на разнообразные проекты. Тем не менее, дело на лад не пошло. Наши научные разработки так и не начали попадать на страницы мировых специализированных журналов (свои-то давненько канули в лету).
Всем, и, в первую очередь, самим учёным отчётливо ясно, что эта отрасль, давно являющаяся основой любого развития, в первую очередь, экономического, как никогда нуждается в серьёзнейшем реформировании, если не перестроении полностью. Однако, одновременно непонятно другое: как именно её реформировать?
Новый законопроект, стоящий в полушаге от того, чтобы стать законом, отвечает на этот вопрос весьма отчасти. Более того, новых вопросов возникает ещё больше. Основная идея документа состоит в том, что научными институтами, подчинёнными Академии с момента подписания закона президентом, станет управлять специальное агентство. Если быть более точным, то с момента учреждения этого самого органа специальным постановлением правительства.
И в этом-то и кроются основные неясности. Ясно то, что это агентство будет распределять государственное финансирование. Ясно, что во главе его станет либо нынешний президент РАН Владимир Фортов (тогда что, собственно, изменится?), либо человек, достаточно близкий руководству страны.
При этом, не очень ясно, насколько велики надежды, что "эффективный менеджер", который встанет у руля российской науки, не доведёт её до состояния, когда придётся всё создавать с нуля? Последний пример того, что в огромную структуру, стоящую в основе общества, пришёл человек со стороны и начал всё перестраивать по своему личному видению, напоминать не надо. В настоящее время Следственный комитет активно то ли расследует, то ли заминает дело Оборонсервиса.
Тем не менее, всё ещё есть вероятность того, что на самом верху имеется детальный план строительства нового, более совершенного и научно-прогрессивного общества. Однако, в данном случае возникает дополнительный вопрос, как говорится, на засыпку. Почему этот законопроект готовился чуть ли не в строжайшем секрете, а принимался в спешке?
Конечно, эмоциональная реакция научного сообщества привлекла к законопроекту внимание. Но, надо понимать, насколько люди должны быть озадачены перспективами подобных решений, если даже учёные, люди, привыкшие сидеть в лабораториях, а не стоять на митингах, вышли к зданию Госдумы. Ну, так, наверное, они не самые глупые люди и, если уж им растолковать прикладную пользу новшеств, поймут, сделают выводы.
Ничего этого сделано не было. Более того, всё самое интересное оставлено на закуску. То самое агентство, которое призвано в будущем руководить РАН, будет учреждено впоследствии и уже без всякого обсуждения. Так что в настоящей ситуации осталось только ждать, пока правительство покажет нам, каково оно – лицо будущей российской науки.
Александр Волков, Ореанда-Новости
Читайте также:
КПРФ: реформа РАН - акт национального предательства
Комментарии