Как приходят к власти в экс-СССР
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Двадцать лет назад, 8 декабря 1991 года в Беловежской пуще состоялось событие, которое кардинальным образом поменяло жизни сотен миллионов человек, перекроило политическую карту Европы и Азии и внесло серьёзнейшие коррективы в политику многих стран. Главами России, Украины и Белоруссии было подписано соглашение о создании Содружества Независимых Государств, что означало конец существования СССР.
Эксперты, историки, политологи, да и простые граждане до сих пор спорят о важности того документа. Однако большинство признаёт один, важнейший момент. Фактически, подписание соглашения означало проведение государственного переворота, поскольку ранее более трёх четвертей населения Советского Союза на референдуме высказалось за его сохранение. Ещё менее спорным выглядит тот факт, что СССР в том виде, в котором он существовал к тому моменту, был не жизнеспособен. Однако форма, в которой было оформлено его крушение, не была ни демократичной, ни открытой.
Возможно, то, что именно так начиналась история десятка молодых государств, и оставило свой отпечаток на их дальнейшей судьбе, поскольку за последующие двадцать лет демократии они практически не видели. За это время мы наблюдали различные формы появления новых лиц во главе государств. Некоторые страны вообще отказались от народного мнения, как от пережитка коммунистического прошлого.
Наиболее последовательным в этом плане выглядит Туркменистан, который поступательно и планомерно шёл к культу личности Сапармурата Ниязова. После смерти Ниязова продолжается восхваление уже нового президента, пришедшего к власти в ходе кулуарной борьбы - Гурбангулы Бердымухамедова.
Во главе Казахстана и Узбекистана стоят лидеры, которые пришли к власти ещё во времена СССР, и распад большой страны для них не стал помехой. Назарбаев и Каримов продолжают управлять своими республиками, и, не исключено, что пойдут по стопам Ниязова, которому, в виде исключения, предоставили пожизненное президентство.
В сходном ключе развивается и Таджикистан, где в ходе гражданской войны, продолжавшейся почти всю первую половину 90-х годов, к власти пришёл Эмомали Рахмонов. После окончания открытых боевых действий он "расчистил поляну" от конкурентов и сохраняет за собой главенствующий в государстве пост до сих пор. По новой редакции конституции, Рахмонов, начиная с 2006 года, может занимать президентский пост ещё два семилетних срока, хотя, не исключено, что, впоследствии, конституция изменится вновь.
Тем не менее, в остальных странах бывшего СССР время от времени проводятся выборы, по-разному признаваемые населением и международным сообществом.
В Беларуси Александр Лукашенко был всенародно избран в 1994 году, причём, как оппозиционный кандидат, однако его последующие действия указывают на то, что открытых выборов в его стране не будет ещё долго. События годичной давности явственно говорят о его авторитарном типе правления.
В Армении главы государств сменялись трижды, при этом практически каждые выборы сопровождались беспорядками. Первый президент страны Тер-Петросян дважды избирался на этот высокий пост. Тем не менее, после выборов 1996 года, ознаменовавшихся массовыми беспорядками, он был вынужден пойти в отставку в 1998 году. Следующий президент продержался два полных срока. Будучи к моменту отставки Тер-Петросяна премьер-министром, Роберт Кочарян фактически принял власть у предыдущего главы страны, а впоследствии передал её новому преемнику - Сержу Саркисяну.
В Азербайджане власть переходила ещё более плавно, незаметно и в соответствии с вековыми традициями - от отца к сыну. Бывший президент страны Гейдар Алиев со временем приблизил своего сына Ильхама к власти, назначив главой правительства, что помогло ему победить на выборах - народ поддержал сына лидера почти единогласно.
Но не везде смена верхушки государства происходила так мирно, тихо и иногда по-семейному. Ряд республик ощутили, что такое силовой вариант. По территории бывшего СССР прошёл ряд народных выступлений, которые в мировой практике принято называть "Цветными революциями".
Первой смену власти таким образом провели в Грузии. Захвативший власть в стране в начале 90-х, после смерти первого президента Звияда Гамсахурдия, Эдуард Шеварнадзе вовсе не планировал отдавать бразды правления государством, однако массовые выступления, поддержавшие кандидата от оппозиции Михаила Саакашвили, вынудили его покинуть страну и отказаться от должности.
Второй на этом пути оказалась Украина. В начале 90-х вполне демократическим образом, не вызвавшим сомнений почти ни у кого, во главе "незалежной" встал Леонид Кучма. После 10 лет правления он попробовал воспользоваться проверенным методом по передачи власти своему ставленнику Виктору Януковичу. Однако многочисленные нарушения в ходе выборов спровоцировали волну народного протеста, что, в свою очередь, вызвало перевыборы, в которых победил кандидат от оппозиции Виктор Ющенко. Дальнейшее развитие событий показало ошибочность народного протеста. В конце концов, через 5 лет Янукович всё-таки стал президентом, причём на этот раз, вполне честно.
Гораздо более кровопролитными были два переворота в Киргизии, где сначала в 2005 году произошла "революция тюльпанов", которая сместила правившего с 1990 года Аскара Акаева. После, в 2010, "дынная революция" вынудила бежать из страны и его последователя Курманбека Бакиева.
Единственной республикой СССР, в которой ни разу не сменялась власть при помощи силы, остаётся Молдавия. Руководители чередуются там достаточно часто, периодически проходят кризисы, однако ни разу для решения вопросов о главенстве в государственном аппарате не применялось право сильного.
Как мы видим, способов сохранения, передачи или отбора власти на территории бывшего Советского Союза было перепробовано огромное множество. Механизм различных махинаций, фальсификаций и давлений разработан до мелочей. Единственное, чего до сих пор не хватает бывшим советским гражданам - так это той демократии, ради которой 20 лет назад и смещался коммунистический режим.
Александр Волков, Ореанда-Новости
Читайте также:
Инвесторы проголосовали по-своему
Комментарии