ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Когда речь заходит о самых экзотических и необычных памятниках Европы, то любому, кто хотя бы немного увлекается туризмом, на ум сразу приходит знаменитый Манекен Пис – писающий мальчик, установленный в Брюсселе. Этот памятник является такой же излюбленной туристической достопримечательностью, как многочисленные дворцы и музеи бельгийской столицы. Памятник был установлен ещё в 15 веке и с тех пор стал неофициальным символом Брюсселя, олицетворяющим его независимый дух. Согласно одной из легенд, таким образом один богатый горожанин увековечил свою радость по поводу обретения своего маленького сына, который потерялся на улицах города и был найден лишь пять дней спустя за занятием, которое и было запечатлено для потомства. Однако мало кто знает, что жизнерадостные бельгийцы решили не оставлять писающего малыша (его рост всего лишь 40 см) в одиночестве, а сделали ему подружку. В 80-х годах прошлого века современный бельгийский скульптор изваял Яникен Пис – писающую девочку, которая, впрочем, лишь демонстрирует своё намерение.

Однако самым впечатляющим монументом Брюсселя остаётся, по мнению многих туристов, построенный в 1958 году к международной торговой выставке Атомиум. Он представляет собой увеличенную в 165 миллиардов раз, но, тем не менее, скрупулёзно воспроизведённую из бетона и стали,  молекулу железа высотой 102 м. Внутри сфер, которые символизируют атомы кристаллической решётки, развёрнуты экспозиции по определённой тематике, соединённые между собой переходами с эскалаторами. Примечательно то, что подобно Эйфелевой башне в Париже монумент вызывал ожесточённые споры на стадии строительства. Раздавались предложения снести его после окончания выставки, поскольку он, якобы, не вписывался в общую панораму Брюсселя. После раздумий футуристическую конструкцию решили оставить, и теперь Атомиум является таким же символом Брюсселя, как Эйфелева башня Парижа.

В желании удивить и рассмешить мир от бельгийцев не отстают их соседи. В Париже близ вокзала Сен-Лазар установлен памятник рассеянному пассажиру. Он представляет собой громоздящиеся друг на друга чемоданы, которые кто-то в спешке "забыл". Сдержанные швейцарцы также не удержались от желания немного похулиганить. В финансовой столице конфедерации - Цюрихе - во дворе местного  аббатства установлен огромный памятник пятой точке опоры человека. Возле бронзовой огромной попы, занимающей почти весь дворик, постоянно толпится народ. Ведь если загадать желание и погладить левую половину монумента, то оно непременно сбудется. По крайней мере, так утверждают гиды.

Наверное, прагматичным швейцарцам можно поверить. Но трудно понять итальянцев, которые установили памятник обыкновенному мусору в небольшом городке Портофио на берегу Лигурийского моря. Монумент представляет собой цементный блок с вмонтированными туда бутылками, консервными банками, старыми туфлями и прочим хламом. Он, безусловно, является уникальным. Нигде более в Европе или в целом мире, не ставился памятник тому, от чего человечество тщетно пытается избавиться всю историю своего существования. Впрочем, исключение лишь подтверждает правило.

Даже серьёзные немцы не удержались и увековечили в виде памятника то, без чего они не смогли бы играть на отдыхе в одну из своих самых любимых игр. В восточно-тюрингском городе Альтенбурге установлена четырёхгранная колонна с изображением четырёх валетов, которые, как, впрочем, и остальные игральные карты, были изобретены в 1820 году именно в этом городе для игры в скат. Скат, первые правила которого были изданы отдельной книгой ещё в 1848 году, до сих пор остаётся самой популярной карточной игрой Германии. В честь столь неоспоримых заслуг Альтенбурга, именно здесь разместился единственный в мире "карточный суд". Только он правомочен разбирать и выносить решения по спорным вопросам, которые возникают как на различных национальных, так и международных соревнованиях по карточным играм. Его вердикты являются окончательными и не подлежащими обсуждению.

Рассмотренные нами примеры свидетельствуют о том, что отношение людей к памятнику определяется не только тем, что или кого он воплощает. Любовь жителей может сделать символом города совершенно непомпезное и непафосное сооружение. Главное, чтобы монумент задевал за живое, притягивал к себе вновь и вновь. К нему поистине не должна зарастать "народная тропа".  Наверное, об этом следует помнить россиянам – и простым гражданам и политикам, когда они устанавливают или собираются устанавливать новые монументы на улицах и площадях своих городов. 

 Андрей Терёхин, Ореанда-Новости

Следующий материал по теме выйдет 22.07.2008

Читайте также:      

       К ним не зарастёт народная тропа?   

       Любовь приходит и уходит, ...       

       …А кушать хочется всегда ...и везде

       Добро пожаловать, или брезгливым и слабонервным вход воспрещён

       Пройти тропою Фродо Бэггинса, увидеть Шир и Мордор

       Отпуск на Черноморском побережье: есть ли альтернатива?