Греция поставила на Евро
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Эта знаменитая пародия Ильфа и Петрова на слова Карла Маркса (в оригинале про рабочих) сейчас актуальна для самой проблемной экономики еврозоны. В воскресенье грекам выпал ещё один шанс попытаться остаться в валютном союзе, возможно, последний - 17 июня прошли очередные внеочередные выборы в греческий парламент.
Предыдущая попытка сформировать хоть какую-то мало-мальски дееспособную коалицию, устраивающую как самих греков, так и их кредиторов, с треском провалилась. Более того, по итогам майских выборов, к власти чуть не пришла Коалиция радикальных левых (СИРИЗА), чей лидер Алексис Ципрас грозился найти альтернативу политике жёсткой экономии, что автоматически означало бы крах совместного с ЕС плана спасения. В итоге греки остались с временным правительством, основная задача которого провести нынешнее голосование и уйти.
По итогам подсчёта 99% голосов, на прошедших в воскресенье парламентских выборах в Греции консервативная "Новая демократия" опередила леворадикалов из "Сиризы": 29,7% против 27% голосов. Это означает, что демократы, выступающие за соблюдение соглашений с ЕС по пакету помощи Греции, получают право сформировать правительство. С учётом 50 дополнительных мандатов, "Новая демократия" в блоке с социалистами из движения "Пасок" получает 162 места в парламенте из 300. На предыдущих выборах 6 мая демократам с социалистами не хватило двух голосов, чтобы сформировать кабинет (они получили вместе 149 мандатов при необходимых 151 из 300).
"Нельзя терять ни минуты, - заявил ночью в Афинах лидер “Новой демократии” и будущий премьер-министр Греции Антонис Самарис. - Правительство национального спасения призвано принести стране экономическое процветание и своей работой убедить греков, что худшее уже позади". Лидер "Сиризы" Алексис Ципрас сказал, что его партия уходит в оппозицию и продолжит борьбу против мер жёсткой экономии, на которые Греция пошла ради пакета помощи от ЕС.
"Выборы, давшие сторонникам программы сокращения расходов возможность сформировать непрочную и проблемную правящую коалицию, не принесли решения проблем, преследующих Евросоюз - что с Грецией, что без неё", - констатирует The Wall Street Journal. Тем не менее, исход выборов можно считать наилучшим из возможных в краткосрочной перспективе: по меньшей мере, угроза обвального бегства вкладов из Греции пока миновала.
Впрочем, говорить о полном разрешении политического кризиса в Греции пока рано. Лидер левоцентристов из "Пасок" Эвангелос Венизелос отверг возможность возобновления коалиции с "Новой демократией". Если партиям вновь не удастся договориться о формировании правительства, существует вероятность повторения майской ситуации, со всеми вытекающими из этого последствиями.
Наличие подобного рода рисков хорошо понимают в ЕС. Представители Германии уже намекнули на то, что Европа может пойти на определённое смягчение требований к спасаемой ею Греции. Буквально сразу после появления первых обнадёживающих результатов выборов немецкие власти призвали Грецию сохранить участие в еврозоне, пообещав уступки в переговорах о соглашениях с международными кредиторами.
"Мы хотим, чтобы Греция осталась в еврозоне и осталась частью Европы. Мы бы хотели также, чтобы новое правительство страны соблюдало условия заключённых ранее договоров", – заявил министр иностранных дел ФРГ Гидо Вестервелле. Говоря о возможных изменениях в договоре Греции с международными кредиторами, Вестервелле отметил, что "внесение существенных изменений в текст договора на данном этапе невозможно", однако "в ряде вопросов, в том числе, о сроках выполнения ряда условий соглашения, возможны обсуждения с последующими изменениями и уступками".
Позиция Германии, которая остаётся главным экономическим драйвером континентальной Европы и последним бастионом противостояния кризису, абсолютно понятна. Окончательная дестабилизация Греции и её выход из зоны евро серьёзно ударят по этой и без того слабой конструкции. Чем обернётся такой удар для ЕС, сегодня лучше даже и не думать. Поэтому немецкая сторона надеется разрядить ситуацию посредством чисто политического шага, предложив небольшую уступку. По логике вещей, эта уступка может послужить поводом к смягчению позиции наиболее упёртыми политическими партиями и, как следствие, к долгожданному формированию правительства. Вероятность такого исхода достаточно велика, хотя и не абсолютна.
Но есть и другие риски. В условиях резкой радикализации политической жизни в Греции, любое сотрудничество с Брюсселем в стране рассматривается как сдача национальных интересов. Даже если "Новая демократия" со второго захода таки сумеет сформировать компромиссную для Брюсселя и Афин коалицию, социально-экономическое положение в стране вряд ли существенно изменится в ближайшее время. А это значит, что леворадикальные силы ещё больше увеличат своё влияние в обществе.
В любом случае, у Греции будет ещё один шанс стоимостью в 130 млрд евро остаться в Евросоюзе. При этом создаётся устойчивое впечатление, что спасение Греции нужно больше самому Брюсселю, нежели Афинам. Греческое общество утомилось от еврокоммуналки. И эти выборы, даже несмотря на технологически-"шаровое" превосходство пробрюссельских депутатов, показывает, что греки психологически уже созрели как для левого правительства, так и для возврата к драхме и выхода из ЕС.
Впрочем, проблема греческого долга выходом не решится, так как долг всё равно исчислялся бы в евро, и греческое правительство, имея слабую драхму, встало бы перед новой, ещё более глобальной проблемой. Так что выход из еврозоны - это не решение проблемы, это создание новых проблем. Кроме того, надо понимать, что еврозона - это часть политического проекта по объединению Европы, и, если одна страна покидает еврозону, то этому проекту вряд ли удастся осуществиться.
Айвар Деветьяров, Ореанда-Новости
Читайте также:
Комментарии