Герой, не признанный государством
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. О подвиге Олега Смирнова, оказавшегося в числе пассажиров "Невского экспресса" 27 ноября 2009 года, когда произошло крушение поезда, писали многие СМИ. 34-летний петербуржец, несмотря на полученные травмы, сразу же после катастрофы бросился спасть людей и пробыл на месте крушения всю ночь и утро. Но у этой истории оказалось печальное продолжение. Как пострадавший, Олег имеет право получить денежную компенсацию от государства, но чиновники, больше доверяющие бумажкам и справкам, отказываются выдать ему деньги.
27 ноября Олег Смирнов возвращался из Москвы в Петербург после деловой поездки. Ему досталось место в третьем вагоне. "Всё произошло максимум за десять секунд. Резкое торможение. Всё послетало в вагоне. Скрип, скрежет, крики, погас свет, - вспоминает Олег, - Мы были всего в двух метрах от оторвавшихся вагонов. Говорю мужикам: "Ребята, давайте собираться - и туда". Поначалу к упавшим вагонам человек пять побежали. Потом уже остальные подтянулись, ходили в другие вагоны за одеялами. Мы людей из самых повреждённых вагонов выносили, надо было их накрыть чем-то. Уже ведь дождь пошёл. Я залез в первый, самый "тяжёлый" вагон. И из него до самого конца вытаскивал пассажиров".
Петербуржец участвовал в спасении пассажиров даже после прибытия сотрудников МЧС. В результате на поезд, который выделили для пассажиров "Невского экспресса", он не успел. И в Петербург добирался самостоятельно. Только в городе Олег обратился за медицинской помощью. В местном травмпункте ему поставили диагноз - закрытый перелом копчика, подвывих позвонка, ушибы рёбер.
Через несколько дней после аварии государство объявило о том, что выплатит семьям погибших, а также пострадавшим в крушении пассажирам денежные компенсации. В первом случае единовременно выделялось 300 тыс. руб. Размер выплаты пострадавшим зависел от степени тяжести полученых ранений: тяжёлые травмы - 100 тыс., травмы лёгкой и средней степени тяжести - 50 тыс. Также материальную помощь выделили "Российские железные дороги". Семьям погибшим обещали по 500 тыс. руб., пострадавшим - от 100 до 200 тыс.
В декабре Олег Смирнов собрал все необходимые документы и подал их в отдел социальной защиты населения Василеостровского района Санкт-Петербурга. Однако, спустя некоторое время получил отказ. В комиссии при Комитете по социальной политике объяснили, что, во-первых, Олег не значится в списках пострадавших (напомним, вместо того, чтобы ехать в тёплом поезде, увозившем пассажиров "Невского экспресса" в Петербург, Олег спасал людей), а, во-вторых, он не был госпитализирован, а чтобы определить степень тяжести ранения, необходима справка из больницы. В собесе петербуржцу посоветовали обратиться в Судмедэкспертизу. Мол, там эксперты смогут определить степень тяжести полученых ранений и тогда чиновники установят размер положенной выплаты.
При этом для РЖД никаких справок и бумажек, чтобы выдать материальную помощь не понадобилось - её Олег уже получил. "К "РЖД" у меня нет никаких претензий, они выплатили всё до копейки. Да ещё и выдали мне годовой бесплатный абонемент на поездки по железной дороге. Мне деньги от государства не очень-то и нужны. Даже если я бы и получил эти 50 тыс., то отдал бы их на благотворительность - я достаточно зарабатываю. Меня больше коробит такое отношение со стороны власти. Это очень неприятно", - говорит Олег.
Проводница 10-го вагона "Невского экспресса" Ирина Савельева, которая, кстати, работала на поезде, когда произошло его крушение в 2007 году, с неохотой вспоминает о ноябрьской трагедии. Но действия и поступки многих в ту злополучную ночь в её памяти врезались надолго. В их числе и герой нашего материала. "Там был один парень - Олег Смирнов, пассажир третьего вагона. Это получился последний вагон, остальные оторвались. Олег сразу выпрыгнул, побежал и был там первым. А уезжал с нами, с поездной бригадой, самым последним. Он вытаскивал сначала живых, потом выносил трупы. Руками разжимал железо. Ему надо дать орден, это человек такого мужества", - рассказывает Ирина.
Но, к сожалению, пока речь не идёт не то что о наградах, а даже о выплате обещанной государством компенсации. В романе Ильфа и Петрова "Золотой телёнок" есть весьма показательная история о лётчике Севрюгове и его соседях - обитателях коммуналки. Отважный пилот был отправлен за Полярный круг на поиски пропавшей экспедиции. Её он нашёл, но затем пропал сам. И пока весь мир, знающий о подвиге лётчика, ждал и верил в Севрюгова, его соседи, обрадованные пропажей пилота, принялись делить его комнату. В книге в итоге всё кончилось хорошо - слава Севрюгова не дала замять инцидент с отнятием комнаты и лётчик получил новое жильё.
И жаль, что слава Олега Смирнова, о котором знают многие простые россияне, для власти поводом выполнить свои обещания не стала. Так и остаётся Олег народным героем, не признанным государством.
Даниил Привольнов, Ореанда-Новости
Читайте также:
Взрыв "Невского экспресса": российскому государству брошен вызов
Комментарии