"Газпром" и "Нафтогаз" открыли заслонки: газовый мир или перемирие?
А такой сценарий вполне вероятен. Договорённости, к которым пришли в результате долгих изматывающих переговоров в Брюсселе, Киеве и Москве Евросоюз, Украина и Россия, могут разблокировать лишь сегодняшнюю патовую ситуацию с транзитом газа, но они не гарантируют принципиальное и окончательное решение споров между "Газпромом" и "Нафтогазом". Прежде всего, это касается цены на закупаемый украинской компанией газ. "Газпром", как известно, в конечном итоге предложил своим партнёрам газ по цене, близкой к среднеевропейской, - по 470 долларов за
И таких подводных камней в отношениях "Газпрома" и "Нафтогаза" немало, причём на них наслаиваются громкие обвинения друг друга в безответственном поведении, воровстве, диктате и пр. Нейтральным наблюдателям, даже экспертам, достаточно сложно определить правомерность и обоснованность этих обвинений и, соответственно, встать на чью-либо сторону. Примечательными являются, в этом отношении пресс-релизы, которыми обменивались 5 и 6 января обе компании, т.е. в тот момент, когда давление в газовой трубе, ведущей на запад, упало до нуля. Фиксируя факт остановки поставок, они возлагали всю ответственность за произошедшее на партнёра. "Газпром" обвинял "Нафтогаз" в "несанкционированном отборе газа, предназначавшегося для европейских потребителей". А "Нафтогаз" упрекал российский концерн в том, что тот "в очередной раз за последние несколько суток сознательно отказывается от выполнения своих обязательств перед европейскими контрагентами". Неслучайно, поэтому, что в отличие от первой "газовой войны" 2006 года, когда европейцы и американцы достаточно дружно встали на защиту Киева, в очередной раз, обвинив Москву в имперских амбициях и использовании газовых поставок для политического давления, сейчас Евросоюз занял нейтральную позицию.
Впрочем, может быть, благодаря нейтральной позиции, европейцам и удалось, похоже, решить свою первоочередную задачу – возобновить поставки российского газа в Европу. Выступив посредниками в российско-украинском газовом споре, они согласились разместить своих наблюдателей на украинских газораспределительных станциях, чего добивался "Газпром".
Означает ли данный факт безусловную победу в "газовой войне" российского газового монополиста, как об этом поспешили сообщить некоторые отечественные СМИ? Благодаря урегулированию на своих условиях "Газпром" резко сократит потери, которые он понёс в ходе конфликта от неисполнения контрактов и которые, по заявлению премьер-министра Путина, достигают 800 млн долларов. Однако не нужно забывать, что компанию ожидают многочисленные иски от европейских потребителей за причинённый ущерб от остановок производства и за упущенную выгоду. И даже с учётом перенаправления их "Нафтогазу", колоссальный имиджевый ущерб, который понесли обе компании, будет очень трудно чем-либо компенсировать. Положительная репутация надёжного поставщика зарабатывается десятилетиями и разрушается, в случае срыва поставок, мгновенно. Очевидно, что европейцы будут прилагать огромные усилия к тому, чтобы снизить свою зависимость от поставок российского газа. И пусть реализация таких планов, как строительство, например, газопровода "Набукко" из Азербайджана в Европу в обход России и Украины, дело отдалённого будущего, в перспективе он может привести к диверсификации газоснабжения европейских стран, а значит и к снижению доходов российских газодобытчиков.
Ряд независимых наблюдателей считает, что "Газпром", равно как и "Нафтогаз Украины" стали заложниками политических игр в своих странах. По мнению неправительственных экспертов, именно об этом свидетельствует та ожесточённость и неуступчивость, которую продемонстрировали обе стороны в ходе кризиса. В конечном итоге, непрозрачная и потенциально кризисная ситуация с низким ценами за газ, за его транзит, с несанкционированным отбором, наличием посредников, существовала в течение нескольких лет, устраивая газовое лобби обеих стран, которое получало солидные прибыли в условиях роста цен на энергоресурсы. Шанс на достаточно спокойное реформирование данной системы, повышение её эффективности был упущен, когда на Украине усилилась внутренняя нестабильность, как результат обострение борьбы различных политических сил в преддверии президентских выборов. Одновременно в полосу экономической, а потенциально и политической, нестабильности вступила и Россия, что продемонстрировали, например, массовые акции протеста автомобилистов против повышения пошлин на иномарки. В этих условиях, весьма заманчивым политическим ходом явился поиск внешнего противника, на происки которого всегда можно списать возрастающие экономические трудности.
По всей видимости, кризис стал результатом целого комплекса политических и экономических факторов. Скорее всего, в нём не будет победителя, а посему, необходимо как можно скорее извлечь из него уроки, с тем, чтобы политика перестала вмешиваться в экономику, а газопроводы соединяли бы народы и страны, и, в первую очередь, Украину и Россию, а не сталкивали их.
Андрей Терёхин, Ореанда-Новости
Читайте также:
Мороз и солнце, но день не чудесный
Комментарии