Чтобы бумага была белой, а вода чистой...
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Удивительная возникает ситуация: "у России крупнейшие запасы леса, однако бумага в огромных объёмах завозится из Финляндии. А помогать финнам в этом выгодном для них деле теперь будет государственная структура РЖД".
Этот комментарий главного редактора журнала "Финанс" Олега Анисимова вызван тем, что 11 августа совет директоров "Российских железных дорог" одобрил создание совместного предприятия принадлежащей РЖД Первой грузовой компании и Финских железных дорог. 50% будет принадлежать российской стороне, а 50% VR Ltd. Компанию зарегистрируют в Финляндии.
РЖД указывает, что приоритетным направлением бизнеса СП будет организация перевозок бумаги в крытых вагонах из Финляндии в Россию, а прогнозируемый объём перевозок составляет 50 тыс. тонн в год.
Подоплёкой решения является то, что отечественная промышленность не выпускает многие освоенные за рубежом высокоэффективные виды продукции. Не выпускается в России высококачественная бумага для художественной печати, художественная бумага. Узок ассортимент бумаги для упаковки пищевых продуктов и т.д. Та бумага, что есть, значительно уступает зарубежным аналогам: бумага для офисной и копировально-множительной техники, мелованная бумага, типографская и книжно-журнальная бумага для офсетной печати, картон для плоских слоёв гофрированного картона с белым покровным слоем.
Считается, что самая качественная бумага - белая. Текст, отпечатанный чёрной краской на белой (ещё лучше - с лёгким оттенком цвета слоновой кости) бумаге, читается легче, чем отпечатанный на бумаге с сероватым оттенком; на чисто-белой бумаге многокрасочные иллюстрации точнее передают цвета оригинала. Белизна бумаги зависит от доли содержания в ней так называемой белёной целлюлозы. Тут то и спрятались непредвиденные трудности.
Дело в том, что производство белёной целлюлозы сопряжено с большим количеством вредных для экологии отходов. Так, например, Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат производил белёную целлюлозу до 2008 г., при этом отходы производства БЦБК сбрасывал в Байкал. По данным Гринписа, ежедневный объём сбросов комбината составлял около 120 тыс. куб. м сточных вод, содержащих высокие концентрации взвешенных и серосодержащих веществ, хлорорганических соединений, нитратов, фосфатов, фенолов, сульфатов, производных лигнина, тяжёлых металлов и т.д. Чтобы остановить загрязнение воды, на комбинате запустили систему замкнутого водооборота. Однако одновременно выпуск белёной целлюлозы стал невозможен, поскольку БЦБК прекратил пользоваться проточной водой. Оказалось, что в этих условиях комбинат не способен работать рентабельно и его собственник - компания "Континенталь Менеджмент" пригрозил закрыть БЦБК, если ей не разрешат вновь сбрасывать ядовитые стоки в озеро.
Сейчас же власть подумывает о том, чтобы вновь запустить этого древопожирающего гиганта. "Я этого не исключаю", - заявил премьер-министр Владимир Путин после погружения на дно Байкала. "Мы не будем действовать бездумно, беззаботно, не думая о природе и о Байкале, но действовать надо аккуратно, думая и о людях, которые здесь живут", - отметил премьер. Глава правительства подчеркнул, что необходимо "прежде создавать рабочие места, а уже потом закрывать или профилировать производство". "Это более 1600 человек (штат БЦБК), сейчас лето, многие люди занимаются сбором ягод и так далее, а что потом?" - спросил Путин. При этом глава правительства признал, что к экологии Байкала нужно относиться с осторожностью. "Что касается Байкала, то он в хорошем состоянии, и никакого загрязнения практически нет", - заверил Путин. Премьер также рассказал, что наблюдал во время погружения на дно озера "огромное количество планктона и живность".
Вместе с тем, загубить "огромное количество планктона и живность" легко, - нужно лишь вновь открыть БЦБК. Всё равно "никакого загрязнения практически нет"! Между тем, в случае невыполнения экологических требований Байкал могут исключить из списка охраняемых природных и культурных объектов ЮНЕСКО.
Решение проблемы - модернизация производства и переход на современные технологии производства. Так, при производстве белёной целлюлозы самым опасным для окружающей среды процессом является процесс отбелки. Именно от неё зависит степень белизны волокна и качество итоговой продукции - бумаги. В процессе отбелки применяется больше всего различных химикатов, а её отходы могут сильно загрязнять окружающую среду.
Есть 3 технологии отбелки целлюлозы. Первые 2 связаны с применением (и выработкой в качестве отходов) хлора и соединений хлора. Самый современный метод отбелки - без применения хлора - TCF-отбелка. Вместо хлора и его соединений в процессе TCF-отбелки используется перекись водорода, распадающаяся на воду и кислород. Этот метод применяется на ОАО "Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК". Этот комбинат полностью отошёл от использования элементарного хлора в производстве. Целлюлозу, отбеленную без применения хлора, применяют в пищевой промышленности и при производстве высококачественной офисной бумаги. Правда, по большей части отбеленная перекисью водорода целлюлоза идёт на экспорт. А в Россию из-за бугра едет готовая хорошая бумага, о чём говорилось в начале статьи.
Олег Анисимов сокрушаеся по этому поводу: "На мой взгляд, лучше б государство создало условия для организации производства качественной бумаги в России, тем более сейчас, когда экспортировать лес стало невыгодно из-за повышенных экспортных пошлин. Если предприятие по производству бумаги не в состоянии построить русские предприниматели, то пускай его создадут финны по той же схеме как автопроизводители организуют в России сборочные производства. Тогда и налогов и рабочих мест будет больше, и ничего возить из Финляндии не надо".
Но строить производство нужно аккуратно, применяя новейшие технологии, не губительные для экологии. Чтобы не было монстров, уничтожающих природу, и не приходилось зависеть от иностранного производителя бумаги стране с огромнейшими лесными запасами.
Иван Шамов, Ореанда-Новости
Читайте также:
День Воздушного Флота: праздник, ставший трагедией
Ножи и вилки для "арктического пирога"
Комментарии