Чем запомнится Нобелевская премия-2010?
Лауреатом Нобелевской премии 2010 года в области физиологии и медицины стал британский учёный Роберт Эдвардс, который создал первого в мире "ребёнка из пробирки". На британца тут же накинулись из Ватикана. Глава Папской академии жизни Игнасио Карраско де Паула отреагировал на новость крайне эмоционально: премия в данном случае "совершенно неуместна", заявил он. Негодование главного ватиканского эксперта по биоэтике объяснимо: у католической церкви давние претензии к 85-летнему британскому эмбриологу.
В 1978 году Эдвардс после долгих экспериментов сумел оплодотворить яйцеклетку вне тела матери. С тех пор разработанный им метод ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение) помог появиться на свет 4 млн детей. И всё это время Ватикан относился к ЭКО довольно критично, поскольку метод посягал на ключевые католические ценности - святость брака и святость жизни. Если ребёнок зачат вне тела, это подрывает сакральные основы брачного союза. Если эмбрионы погибают в ходе процедуры - гибнет человеческая жизнь, возникающая, как учит христианство, в момент зачатия.
Эти претензии и повторил епископ де Паула, но через несколько часов выступил с официальным заявлением, где оговорился, что его интервью отражало личное мнение. Теперь он подчеркнул, что признаёт большие заслуги Эдвардса в медицине, но упрёков своих всё же не дезавуировал. Открытие британского учёного распахнуло двери для всякого рода злоупотреблений, ведь лишние эмбрионы, сохраняющиеся после процедуры ЭКО в замороженном виде, породили целый рынок, на котором торгуют человеческими жизнями.
Оговорки ватиканского специалиста по биоэтике - не только дипломатический ход (хотя находящийся в эпицентре сексуальных скандалов Ватикан и понимает, что суждения об этой сфере жизни следует делать с особой осторожностью). Дело в том, что проблема ЭКО ставит перед католическим богословием серьёзную проблему. Да, метод косвенно посягает на святость жизни, но, когда в результате возникает новая жизнь, приносящая радость потерявшим всякую надежду родителям, разве она не свята? Не получается ли, что ценность жизни эмбриона перевешивает ценность жизни родившегося человека? Разве не сказано в Библии "плодитесь и размножайтесь"? Вопрос этот непростой, поэтому де Паула и его единомышленники не отрицают допустимости искусственного оплодотворения, но хотят, чтобы оно максимально напоминало естественное и не выходило за рамки этических норм. Конечно, понятных в свете католического учения.
Самой громкой сенсацией Нобелевской премии-2010 стало присуждение её русским физикам из британского университета Андрею Гейму и его ученику Константину Новосёлову. Вместе с премией лауреатам достались... обвинения в предательстве и воровстве.
"Эти учёные были первыми, которые выявили, исследовали и дали характеристику однослойным атомам углерода, которые называются графен. В своей научной работе они указали несколько областей применения графена. Графеновые листы являются основой или строительными элементами графита. Графен действительно является первым двухмерным кристаллическим материалом и, как таковой, демонстрирует физические свойства, присущие своей двухмерности", - объясняет профессор Ингемар Лундстрём, член Нобелевского комитета.
Материал был получен в 2004 году группой Андрея Гейма из куска графита. Графен обладает рядом уникальных характеристик, которые должны обеспечить ему большое будущее в электронике. Материал также обладает идеальными оптическими свойствами, это его качество открывает перспективу создания прозрачных электродов в жидкокристаллических дисплеях. Эксперты полагают, что графены воцарятся в нашей жизни уже через пять - десять лет.
Однако после того как стало известно, что открытие удостоено Нобелевской премии, разгорелся спор о том, какую прописку оно получит. Как сказал Андрей Гейм в интервью журналистам, графен мог быть создан и в России, однако "шансы его создания были 1 из 1000 - по сравнению с тем, что можно было сделать за границей".
После таких заявлений посыпались встречные обвинения. СМИ заголосили, что Гейм и Новосёлов якобы пробивали себе дорогу на Запад, занимаясь промышленным шпионажем. Опять Россия, опять Британия… Как тут не вспомнить о многочисленных шпионских и других скандалах последнего десятилетия?
Вслед за этим изобретатель "чудо-фильтров" и любимец единороссов Виктор Петрик рассказал, что начал заниматься углеродными технологиями задолго до нобелевских лауреатов. Присуждение премии Петрик назвал "позорной страницей Российской академии наук". По его словам, открытие и выделение свободного одноатомного слоя углерода было зарегистрировано Международной ассоциацией авторов научных открытий в 2001 году. Как утверждает Петрик, американский учёный П. Харрис в 2002 году приобрёл у него право на публикацию в своей книге описания новых углеродных каркасных нанообъектов.
Гейм в ответ на высказывания Петрика заявил в эфире РЕН-ТВ: "В России всегда любили юродивых, и времена, я смотрю, не изменились". Нобелевский лауреат отметил, что, конечно, в России существует интеллектуальная элита, которая понимает бессмысленность таких заявлений. Как пояснил профессор университета Манчестера, Нобелевская премия была присуждена ему и Новосёлову не за открытие графена, которое сделали "не Петрик и не Остап Бендер", а за исследование его свойств. По словам Гейма, ещё в 1918 году было известно, что такое термически расширенный графит.
Премию по химии в этом году скандалы миновали. Хорошо известные в мире синтетической химии Ричард Хек (Университет штата Делавэр, США), Эйити Нэгиси (Университет Пардью, США) и Акира Судзуки (Хоккайдский университет, Япония) стали лауреатами Нобелевской премии "за катализируемые соединениями палладия реакции кросс-сочетания в органическом синтезе". Стоит отметить, что Нобелевская премия - вовсе не самая главная награда для химика, занимающегося органическим синтезом. Гораздо почётнее стать автором именной реакции, и двоим из лауреатов уже присвоены названия реакции Хека и реакции Судзуки. Это как закон Ньютона, как таблица Менделеева, это величайшая честь для учёного.
Реакции кросс-сочетания, катализируемые комплексами палладия, чрезвычайно обогатили синтетическую органическую химию. Разумеется, они имеют и практическое применение, но в данном случае более важен вклад новых нобелевских лауреатов в "тело науки", как иногда выражаются химики-синтетики. А насчёт практического значения, которое обычно интересует налогоплательщиков, можно сказать, что уже сейчас катализ комплексами палладия используется для получения соединений, применяемых в электронике и сельском хозяйстве. А в будущем этот катализ, вероятно, станет определяющим во многих областях промышленной химии.
А нобелевская премия по литературе наконец-то сравняла перуанца Марио Варгаса Льосу с другим титулованным латиноамериканцем - Гарсиа Маркесом, с которым нынешний лауреат находится в уже более чем 30-летней вражде. После пощёчины, которую, по не выясненным до сих пор причинам, Льоса дал Маркесу во Дворце искусств Мехико-Сити в 1976 году, два писателя никогда более не разговаривали между собой. Так что букмекерам впору делать новые ставки. Поздравит Маркес Льосу с наградой или нет?
Премию Льоса получил с формулировкой "за детальное описание структуры власти и за яркое изображение восставшего, борющегося и потерпевшего поражение человека". Возразить тут нечего: политика действительно занимает огромное место в творчестве писателя и его жизни - в 1990-м он участвовал в президентских выборах, набрал 34% голосов, но проиграл Алберто Фухимори, перуанцу японского происхождения, позднее проявившему себя совершенно в духе латиноамериканских диктаторов.
Первый его роман "Город и псы", вышедший в 1963 году, стал культовым. В СССР и США роман был экранизирован. Писателя также прославили повесть "Щенки", романы "Зелёный дом", "Нечестивец, или Праздник козла".
А премию мира скандалы опять не обошли стороной. Лауреатом стал китайский правозащитник и диссидент Лю Сяобо, в 2009 году приговорённый к 11 годам тюрьмы за попытку свержения государственного строя. Решение о присуждении приза члены Нобелевского комитета приняли единогласно. Реакция Китая не была неожиданной. Конечно же, пекинские властители были в ярости от того, что Нобелевская премия мира за этот год присуждена китайскому диссиденту. По всей видимости, они предпринимали всевозможные попытки, чтобы предотвратить соответствующее решение Нобелевского комитета в Осло. А теперь Китай грозит правительству Норвегии ухудшением отношений.
Нажим со стороны второй в мире экономической державы мог бы испугать правительства некоторых стран, которые, скорее всего, трижды подумали бы, стоит ли принимать решение, чреватое такими неприятностями. Норвегия и избираемый норвежским парламентом Нобелевский комитет не стали принимать во внимание эти соображения. Они присудили премию критику китайского режима Лю Сяобо, предвидя реакцию Пекина.
Это свидетельствует о мужестве. Впрочем, Норвегия может себе позволить проявлять это качество, ибо в экономическом отношении она действительно независима, как ни одна другая страна мира. Торговля нефтью обеспечивает государству немалую прибыль, позволившую стране поместить в специальный фонд добрые 300 млрд евро - на чёрный день. Финансовый кризис Норвегии практически не коснулся. Экспорт в Китай составляет лишь 2% от общего объёма.
Можно поразмышлять, получил ли бы Лю Сяобо Нобелевскую премию, если бы её присуждали не в Осло, а в Берлине или Вашингтоне. Теперь же стало очевидно, что Осло - достойное место для принятия независимых решений.
А 11 октября шведская Королевская академия наук назвала имена лауреатов Нобелевской премии в области экономики за 2010 год. Ими стали двое представителей США: экономист Питер Даймонд и исследователь рынка труда Дейл Мортенсен. Также награды был удостоен британец из Лондонской школы экономики и политических наук Кристофер Писсаридес. В 2010 году премия вручается за исследования методов анализа рынков, эту теорию иногда называют "теорией рынков, которым трудно найти друг друга". Предполагается, что теория может оказать влияние на рынок труда, так как объясняет, как на рынке при существовании большого количества вакансий может сохраняться безработица.
Отметим, премия по экономике не была указана в завещании Альфреда Нобеля, однако с 1968 года вручается за заслуги в этой области на тех же основаниях, что и премии по физике, химии, медицине и литературе. Впервые этой чести в 1969 году были удостоены голландец Ян Тинберген и норвежец Рагнар Фриш за разработку математических методов анализа экономических процессов.
Айвар Деветьяров, Ореанда-Новости
Читайте также:
Европа на пороге новой техногенной катастрофы?
Комментарии