Битва за НДС: Минэкономразвития сделало свой ход, очередь за Минфином
Лагерь сторонников снижения налога на добавленную стоимость (НДС), который, как известно, представляет собой налог, которым облагается вклад предприятия (фирмы) в рыночную ценность производимого ею товара или услуги, весьма обширен и влиятелен. Эту меру лоббирует российское бизнес-сообщество, причём здесь действуют солидарно и "профсоюз олигархов" - РСПП, и "Деловая Россия", представляющая средний и мелкий бизнес. Председатель РСПП г-н Шохин уже неоднократно озвучивал настойчивые пожелания отечественных капиталистов, заключающиеся в унификации НДС на уровне 10% уже с 2009 года (сейчас такая ставка действует только для социально значимых товаров).
Предпринимательское лобби активизировалось после выступления Владимира Путина на заседании Госсовета 8 февраля
Опираясь на принципиальную поддержку со стороны президента и премьера, чиновники МЭР внесли в правительство поистине революционную идею снижения НДС сразу на треть, хотя зарубежный опыт свидетельствует, скорее, в пользу разумного консерватизма в данном вопросе. Так, в динамично развивающемся Китае стандартная ставка НДС составляет 17%, в Германии - 19%, во Франции - 19,6%. Самый низкий НДС среди всех стран ЕС установлен в Испании (16%), Люксембурге (15%) и на Кипре (15%); самый высокий - в Швеции и Дании (25%). По мнению министра экономразвития Набиуллиной и её подчинённых, снижение НДС даст мощный толчок для развития и диверсификации экономики, посредством стимулирования инвестиций в реальный сектор, что приведёт к ускорению экономического роста и, в конечном итоге, появлению российского экономического чуда. В условиях последнего, где-то к 2020 году, средние зарплаты в стране, претендующей на роль "евроазиатского тигра", будут составлять примерно 2700 долларов.
Однако, на пути этих радужных планов встал российский Минфин во главе с А.Кудриным, эксперты которого подсчитали, что выпадающие доходы российского бюджета могут составить 900 млрд руб. По заявлению министра финансов, этот объём адекватен "годовому финансированию национальной обороны" или "годовому финансированию базовой части пенсии". На минфиновских чиновников не подействовали уверения реформаторов в том, что снижение ставок приведёт, в течение четырёх ближайших лет, к повышению собираемости налога с 66% до 78% и, соответственно, к "обнулению выпадающих доходов". По подсчётам первых, чтобы заткнуть бюджетную дыру размером в 2% ВВП, необходимо, примерно, 8-12 лет и дополнительные источники доходов.
Впрочем, Минфин не стал раскрывать все свои козыри. Он предпочёл взять паузу, готовясь к решительной схватке. Хотя МЭР и сделало первый ход, эксперты считают, что недооценивать влияние Минфина не стоит. Пока что именно это ведомство отвечает за налоги, поэтому его мнение вполне может оказаться решающим. Насколько оно будет убедительным для правительства, экспертного и бизнес-сообщества, простых россиян, будет ясно 8 августа. Именно в этот день Минфин РФ представит в правительство России проект бюджетной стратегии на период до 2023 года, основные направления налоговой политики на 2009 год и на плановый период 2010-2011 годов. Эти документы будут содержать и предложения министерства относительно размеров ставок НДС.
Совещание по вопросу НДС, с участием всех заинтересованных сторон, пройдёт под руководством председателя правительства, скорее всего, уже на следующей неделе. Каков будет его исход предсказать пока невозможно. Однако очевидно, что правительство и президент готовятся принять решение, которое в любом случае окажет серьёзное воздействие на жизнь миллионов россиян, их материальное благополучие.
Андрей Терёхин, Ореанда-Новости
Следующий материал по теме выйдет 12.08.2008
Читайте также:
Пенсии - в нефтедобычу. Хватит ли нефти?
Украина прорвалась в ВТО, наступит ли очередь России?
Экономический рост или борьба с инфляцией: выбор уже сделан?
Комментарии