Битва в Сирии и ожидание Турции
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Вчера вооружённые силы Турции начали учения на границе с Сирией. По данным местных СМИ, в учениях принимают участие до 25 танков, отрабатывающих взаимодействие с другими подразделениями сухопутных войск. В другой приграничной с Сирией провинции Шанлы-Урфа переброшенная туда бронетехника дислоцирована на удалении одного километра от границы. Власти провинции отмечают, что учения, проводимые в ряде уездов, будут "расширены", в частности, в приграничных районах.
30 июля сообщалось, что турецкие танки, бронетехника и системы ПВО вышли в провинцию Килис, которая граничит с сирийской провинцией Алеппо. Таким образом, вооружённые силы Турции сконцентрировали на границе Сирии уже три группировки, в составе каждой из которых есть танки, БТР и системы ПВО. По официальной версии, озвученной турецким руководством, войска сосредоточены на границе для защиты от возможных ударов со стороны Курдской рабочей партии, которая уже многие годы борется за независимый Курдистан.
Позицию Турции в сирийском конфликте можно охарактеризовать, как оппозиционный нейтралитет. Несмотря на сбитый ранее сирийскими правительственными войсками самолёт и формальный повод если не для открытых боевых действий, то хотя бы на создание буферной зоны, ситуация была спущена на тормозах. Тем самым, Анкара дала понять, что власть в стране всё ещё принадлежит Башару Асаду, и позиции его достаточно уверенны. Тем не менее, граница двух стран достаточно прозрачна для того, чтобы в одну сторону спокойно шли беженцы, а в обратную оружие, деньги и наёмники.
Тем временем, в нескольких десятках километров от сирийско-турецкой границы Дамаск проводит зачистку крупнейшего города страны - Алеппо (Халеб). После подавления сопротивления в столице и ряде других городов страны, основной очаг повстанческого движения сосредоточился здесь - в экономической столице Сирии. Значимость её понимают все стороны. Чего стоят только официальные лозунги властей, которые окрестили события, проходящие в Алеппо "Матерью всех битв".
В настоящее время бои только разгораются. Повстанцы впервые получили доступ к бронетехнике, захватив несколько танков на военной базе. Кроме того, по данным СМИ, американские спецслужбы начали поставки боевикам переносных зенитных комплексов. Официальные санкции на помощь сирийской оппозиции накануне дал президент Обама Центральному разведывательному управлению.
Со своей стороны, официальный Дамаск перебросил большие силы армии к городу, а также, опять-таки, впервые, начал обстрелы кварталов, занятых боевиками, с использованием самолётов. До этого, напомним, дело ограничивалось ударными вертолётами.
Ситуация осложняется ещё и близостью района компактного проживания курдов, который как раз располагается на севере Сирии. Ранее уже поступали сообщения, что основные города региона уже взяты под контроль их силами, которые не встретили существенного сопротивления правительственных войск. Тем не менее, вставать на сторону боевиков они также не намерены, поскольку, находясь в непосредственной близости от места событий, прекрасно понимают, что свержение законной власти может обернуться полным хаосом и всплеском национализма. Именно потому, они не поддержали повстанцев, которые обратились к ним за помощью в сражении за Алеппо.
Эксперты считают, что исход противостояния во многом определит дальнейшее развитие событий. Несмотря на заявления лидеров оппозиционного Сирийского национального совета, что они готовы буквально завтра переехать в Алеппо и начать осваивать власть, данные, получаемые из страны, говорят, что министерские портфели они начали делить преждевременно. Если раньше едва ли не каждый день повстанцы сообщали о новых военных успехах, то сейчас им похвастаться особенно нечем. Более того, судя по тому, что ни одно правительство в мире ещё их не признало, как это было раньше в Ливии, делать на них ставку никто не спешит. Да и массового бегства военных и дипломатов, как было у того же Каддафи, не наблюдается, что всё-таки говорит о значительной поддержки Асада среди населения и армии. Да и 46 тысяч беженцев (по данным той же Турции) - менее четверти процента населения двадцатимиллионной Сирии - не та цифра, чтобы говорить о гуманитарной катастрофе.
Активность всех сторон конфликта говорит о том, что развязка затянувшейся гражданской войны, возможно, уже недалека. В частности, ряд экспертов считает, что поставка такого вооружения, как ПЗРК, которые, позже могут быть использованы и против сил Запада, может расцениваться, как отчаянная попытка помочь хоть чем-то выдыхающимся силам противников действующей власти. В то же самое время турецкие силы на границе собраны, возможно, и не для наступления на курдов, а для сдерживания потока вооружённых бандитов, который хлынет в Турцию, как только почувствует, что конец близок.
Так или иначе, ближайшие несколько недель, вполне вероятно, внесут ясность в этот затянувшийся конфликт. А у Башара Асада, несмотря на все пессимистические прогнозы, похоже, появляется реальная возможность сохранить не только жизнь, но и власть в стране.
Александр Волков, Ореанда-Новости
Читайте также:
Комментарии