ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Итальянский премьер-министр Сильвио Берлускони вновь стал объектом ожесточённой критики. Правда, на этот раз причиной стал не очередной сексуальный скандал, а аренда знаменитого римского архитектурного памятника - Колизея.

Итальянское правительство приняло решение отдать в аренду величественное здание бизнесмену Диего Делла Валле, который владеет обувной маркой Tods и футбольным клубом "Фиорентина". За право получить в свои руки древнеримский памятник архитектуры итальянский предприниматель выложил 25 млн евро. Эти деньги он должен потратить на реставрацию Колизея.

Завладеть Колизеем хотя бы на время хотел не только Валле. Свои услуги также предлагал японец Юзу Яхи. Его компания занимается импортом итальянских тканей и одежды. Но Берлускони выбрал соотечественника. К тому же, как отмечают итальянские СМИ, Делла Валле тесно связан с итальянским премьером.

Взамен на вложенные деньги компания обувного магната получает эксклюзивное право использовать изображения Колизея в коммерческих целях. Кроме того, он сможет размещать логотип Tods на его входах. Компания Tods также получила право на использование в Италии и за её пределами изображений императоров династии Флавиев (именно при их правлении был построен Колизей - прим. авт.).

Решение Берлускони вызвало шквал критики, в первую очередь, со стороны итальянских профсоюзов. Генеральный секретарь профсоюза UIL Джанфранко Черазоли обратился в прокуратуру Рима с требованием провести проверку по факту сделки, заявив, что она незаконна. Он руководствуется Конституцией страны, которая определяет, что Колизей может принадлежать только государству. Черазоли подсчитал, что за 15 лет аренды Колизея Валеле сможет заработать около 200 млн евро.

В компании Tods в ответ подчеркнули: восстановление одного из главных символов Италии не является способом заработать. 6 апреля на фоне развернувшийся среди итальянцев полемики по поводу сдачи Колизея в аренду, Валле пообещал не использовать древний амфитеатр в коммерческих и рекламных целях.

Представитель министерства культуры Италии Роберто Чекки, в свою очередь, заявил: максимум, что может сделать Делла Валле - это поместить свой логотип на обратной стороне входных билетов или проводить информационную кампанию (о своём участии в реставрации). "Но управление мероприятиями и тем, что будет происходить в Амфитеатре, остаётся за министерством", - отметил Чекки.

За решение Берлускони вступился и римский градоначальник Джанни Алеманно. Выступающих против участия частных инвесторов в реставрации символа древнеримского архитектурного памятника он назвал "сумасшедшими" или "заклятыми врагами Рима". "Мы не дарили Колизей, речь идёт исключительно о восстановительных работах", - сказал Алеманно. 

Колизей считается самым большим из древнеримских амфитеатров. Длина его наружного эллипса равняется 524 метрам, большая ось - почти 188 метров, а малая ось - 155,64 метра. Длина арены амфитеатра составляет 85,75 метра, а её ширина равна 53,62 метрам. Высота стен Колизея колеблется от 48 до 50 метров. Столь внушительные размеры амфитеатра позволили вмещать в него до 50 тыс. зрителей. Не каждый футбольный стадион, поостренный в наше время, может вместить такое количество людей.

Сначала Колизей называли Амфитеатром Флавиев, поскольку здание было возведено во время правления этой династии. На строительство Колизея ушло восемь лет. Существуют несколько версий возникновения нынешнего названия древнеримского памятника архитектуры. По одной из них, оно произошло от колоссальности размера самого здания, по другой, поблизости от амфитеатра якобы стояла гигантская статуя, воздвигнутая Нероном в честь самого себя.

Долгое время Колизей был для жителей Рима и приезжих главным местом увеселительных зрелищ. Нашествия варваров привели Амфитеатр Флавиев в запустение и положили начало его разрушению. В XIV веке Колизей стали использовать как источник строительного материала - отвалившиеся, а иногда специально выломанные камни, шли на строительство новых зданий. Особенно этим пользовались Папы Римские. Их отношение к Колизею изменилось лишь в середине XVIII века, когда Папа Бенедикт XIV (1740-58) посвятил Колизей Страстям Христовым как место, обагрённое кровью многих христианских мучеников. Папы, следовавшие за Бенедиктом XIV, в особенности Пий VII и Лев XII, продолжали заботиться о сохранности уцелевших частей здания и подкрепили контрфорсами места стен, грозившие падением.

В наше время к Колизею относятся с ещё большим пиететом. Там, где это возможно, валявшиеся обломки сооружения были вставлены на прежние места. Но дожди и вибрация от интенсивного городского движения сделали своё чёрное дело - Колизей пришёл в критическое состояние. Но даже несмотря на это, развалины самого большого древнеримского амфитеатра производят сильное впечатление. Именно поэтому в Рим стекаются сотни тысяч туристов, чтобы воочию увидеть величественный Колизей.

Алексей Примечаев, Ореанда-Новости

Читайте также:

Весенний призыв 2011: план, сроки, особенности

SOS: Южной Атлантике грозит экокатастрофа

Люси больше нет с нами: памяти великой актрисы

Чем продолжится политический триллер в Ливии?