Артефакты: загадки без ответа
Время - самый безжалостный палач исторической культуры. Пыль веков похоронила многие тайны и загадки, артефакты и мистические предметы, которые, не исключено, так никогда и не будут найдены… Время укутало их в кокон вечности и не собирается расставаться с ними ради человеческого триумфа. Хватает и загадок, которые человек сумел отыскать, но не смог разгадать. Древние цивилизации оставили после себя следы, по которым можно восстановить не только их жизнь, но и по настоящему фантастические деяния. Удивительным народам и их необыкновенному наследию посвящается цикл "Загадки цивилизаций".
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. В нашем мире столько загадок, что на раскрытие тайн хотя бы их малой части придётся потратить несколько веков, если не тысячелетий. Одними из самых древних загадок являются артефакты в археологии. Многие из артефактов уходят вглубь веков столь далеко, что под сомнение ставится сам факт возможности существования артефакта в то время.
В переводе с латинского артефакт означает искусственно сделанное. В общем понятии артефакт - это явление, процесс, предмет, свойство предмета или процесса, появление которого в наблюдаемых условиях по естественным причинам невозможно или маловероятно. Поэтому появление артефакта является признаком целенаправленного вмешательства в наблюдаемый процесс, либо наличия неких неучтённых факторов. А если говорить в более узком плане, то артефакт в археологии - это рукотворный предмет, не соответствующий по своим характеристикам эпохе, которой датируется место его обнаружения. Часто - неясного назначения.
Например, археологи после долгих раскопок наткнулись на слой, соответствующий 10 веку до нашей эры и обнаружили в нём предмет, который в то время не использовался, да и просто не мог быть сделан.
Вот - один из самых загадочных камней, когда-либо найденный людьми. Любой, кто его видел и трогал, приходил к выводу, что отверстие, которое есть на камне, сделано лазером… Многие оставались при своём мнении даже после того как узнавали, что камень - ровесник мамонтов. Вес артефакта составляет примерно 650 грамм. Отверстие в нём - сквозное, правильной несколько овальной формы. Его диаметр составляет около 12 миллиметров. Длина оплавленной части отверстия - 20-40 миллиметров. Материал расплавленной части, также как и остального камня, - кремень. С одной стороны он растёкся по рельефу камня. Состояние поверхности камня отрицает возможность современного происхождения отверстия. Одна из граней артефакта, размером около 10х25 миллиметров совершенно плоская, как будто камень был прижат к ровной поверхности в сильно разогретом состоянии.
Ещё одним примером необъяснимого являются золотые крылатые фигурки, выставленные в Музее золота при Государственном банке Колумбии. Они похожи на модель самолёта с дельтакрылом и хвостовым оперением. Всего к настоящему моменту известно свыше тридцати "золотых самолётиков". С помощью радиоуглеродного метода установлено, что эти фигурки были изготовлены примерно в 500 году нашей эры. Авторами этих шедевров являлись мастера индейской культуры толима, жившие на территории нынешней Колумбии.
В середине 90-х годов XX века энтузиасты из Германии Алгунд Энб и Петер Белтинг построили увеличенные копии крылатых фигурок и испытали их в полёте. Результат превзошёл все ожидания. Радиоуправляемые модели оказались в состоянии выполнять такие фигуры пилотажа, как бочка и петля. Они уверенно маневрировали в воздухе и заходили на посадку, несмотря на поднимавшийся время от времени ветер. Испытания показали, что у моделей нет никаких аэродинамических недостатков. Известные ученые, авиаконструкторы и профессиональные пилоты, которые впоследствии наблюдали за их полётом пришли к выводу - конструкция этих летательных аппаратов совершенна.
Если назначение крылатых моделей известно, то встречаются артефакты, предназначение которых до сих пор остаётся загадкой. В южноафриканском городе Оттосдал шахтёры откопали сотни металлических сфер: одни изготовлены из голубоватого металла с белыми пятнами, другие - полые шары с белым пористым центром. Находки очень твёрдые, и их возраст оценён в 2 млрд 800 млн лет. На данный момент никакая технология не способна воспроизвести подобные изделия ни в промышленных, ни в лабораторных условиях.
Чтобы доказать принадлежность находки к тому или иному времени и её подлинность, были разработаны различные методы датировки артефактов. Одним из самых распространённых является метод радиоуглеродной датировки. Он позволяет ответить на один из главных вопросов: когда? Однако, стоит отметить, что история знает сотни сфальсифицированных выводов по данному выводу.
Нередко ошибаются и сами учёные - радиоуглеродный метод позволяет определить время создания артефакта лишь с относительной точностью, а погрешности могут доходить до 500, а иногда до тысячи и более лет.
Термолюминисцентный метод также позволяет установить возраст артефактов, правда, не всех, а лишь определённого состава. Кроме того, в процесс датировки и определения подлинности артефактов вовлекаются современные технологии. На Западе - это компьютерные технологии, позволяющие реконструировать первоначальные условия среды, где возник тот или иной артефакт. При всём при этом стоит отметить, что во всех методах присутствуют множество но! Археология - далеко не точная наука. Как следствие, это наличие множества дискуссий, споров, опровержений и даже скандалов.
Широко известна история с так называемым "проклятым серебром". Это сервиз, состоящий из 14 предметов, относящихся к эпохе Древнего Рима. Сервиз принадлежал венгерскому фонду, но был тайно вывезен из страны и спустя три десятка лет появился на аукционе. Стоимость этого "проклятого сервиза" оценивается в 100 млн долларов.
Больше всего примеров с криминальным "душком" относится к египетским артефактам. Цивилизация Древнего Египта - одна из самых развитых и загадочных цивилизаций. Несмотря на множество экспедиций и раскопок, древние египтяне с неохотой раскрывают свои секреты. В 2006 году в Египте была задержана группа "чёрных" арехеологов. Они вели незаконные раскопки под Каиром и собирались вывезти из страны артефакты на сумму, превышающую 2 млн долларов. Артефакты высоко ценятся не только на аукционах, но и на чёрном рынке, поэтому масштабы незаконного вывоза постоянно растут. Очевидно, что такая тенденция исчезнет нескоро. Прикоснуться к чему-то неизведанному и загадочному хотят многие люди, и они готовы платить за это большие деньги.
Алексей Примечаев, Ореанда-Новости
Следующий материал об искусстве выйдет 30.04.2008
Читайте также:
Сомнительная живопись: поможет ли экспертиза?
Комментарии