3 месяца для Ирана
Игра мускулами
В начале мая стало известно, что израильская авиация провела учения над Гибралтаром, в ходе которых отрабатывались действия пилотов при нанесении ударов по целям, расположенным на большом удалении от аэродромов, пишет "Едиот Ахронот" со ссылкой на французский еженедельник L'Express. По данным издания, учения стали частью подготовки ВВС Израиля к нанесению ударов по ядерным объектам в Иране.
Самолёты условно разбомбили цели, расположенные на расстоянии 3800 километров от базы, что стало подтверждением намерения Израиля уничтожить иранскую атомную промышленность в случае, если Тегеран не откажется от её дальнейшего развития.
Двумя неделями ранее в британской прессе уже появлялись сообщения о том, что израильское командование готовится нанести удар по Ирану в ближайшие дни.
Вместе с этим газета The Jerusalem Post пишет, что командование сил ПВО Израиля в последнее время начало вызывать на еженедельные сборы резервистов - специалистов по управлению противоракетным комплексами Arrow и Patriot. "Мы усердно работаем, чтобы быть готовыми к иранской угрозе. Тренируемся к отражению массированного ракетного обстрела, уничтожению разделяющихся боеголовок и другим возможным сюрпризам. Необходимо, чтобы все, включая резервистов, находились в высшей степени готовности", - пояснил один из высокопоставленных офицеров ВВС страны.
Тренировки, пишет газета, проводятся в преддверии начала возможного конфликта с Ираном. Израильский Генштаб полагает, что в случае нанесения удара по ядерным объектам Тегерана иранцы могут запустить десятки баллистических ракет большой дальности.
В ответ на учения начальник генерального штаба иранской армии впервые указал конкретные сроки, которые понадобятся вооружённым силам Ирана, чтобы уничтожить Израиль: 11 дней.
Иранская армия в сравнении с прочими странами Персидского залива довольно велика. В ней проходят службу около 350 тыс. человек. В распоряжении иранской армии находится более 1600 танков. Кроме того, военно-воздушные силы Ирана - одни из самых мощных в регионе. Численность личного состава ВВС Ирана - 52 тыс. человек, а в эксплуатации находятся около 300 боевых самолётов. Основу ударной мощи иранских ВВС составляют истребители МиГ-29 (25 самолётов), F-4 (65), F-5 (более 60), F-14 (из 60 имеющихся полётопригодны 25), а также фронтовые бомбардировщики Су-24 (30 самолётов).
Вместе с тем, весьма значительная часть этой техники устарела или не может быть использована в боевых действиях вообще. Более половины всего технического оснащения иранских ВВС - американского и французского происхождения, и её полноценное техобслуживание практически невозможно из-за санкций, введённых этими странами в отношении Ирана в 1980-х годах. Остальная техника - преимущественно российская и китайская.
Отдельно стоит упомянуть КСИР - Корпус Стражей Исламской революции - иранское элитное подразделение. Численность КСИР составляет около 125 тыс. человек. В составе КСИР имеются собственные сухопутные войска, военно-воздушные войска (более 300 боевых самолётов) и военно-морской флот. В введении ВВС КСИР находится эксплуатация ракетных сил Ирана. Также имеется особая дивизия "Кодс" ("Иерусалим"), предназначенная для военной разведки и выполнения спецопераций за границей.
Но тем не менее, вооружённые силы Израиля, которые за 60 лет прошли сложный и трудный путь от полувоенных и слабо вооружённых формирований до самой сильной армии на Ближнем Востоке, - совсем другое дело. В Израиле сведения оборонного характера публикации не подлежат; приводимые ниже данные весьма условны.
Сухопутные войска - 210 тыс. военнослужащих срочной и сверхсрочной службы, а также 560 тыс. резервистов (мобилизация составляет всего сутки), причём количество танков у израильской армии – 3700. Но главная гордость ЦАХАЛ - военно-воздушные силы. 52 тыс. военнослужащих срочной и сверхсрочной службы, а также 28 тыс. резервистов проходят в ней службу. В эксплуатации находятся более 500 самолётов, да ещё вооружены ВВС куда более современными самолётами - F-15 и F-16.
И это далеко не всё. Если прибавить к этому антибаллистический ракетный комплекс "Хец", ракетный комплекс класса земля-воздух средней дальности MIM-23 Hawk, ракетный комплекс класса земля-воздух высокой дальности MIM-104 Patriot, возможное наличие у Израиля ядерного оружия и мощную поддержку со стороны США, то заявления об уничтожении Израиля за 11 дней выглядят не более чем обычной игрой на публику.
Мирное решение
Но война отнюдь не предрешена, и противостояние двух ближневосточных тяжеловесов вряд ли может быть кому-либо на руку. Израиль в последнее время изо всех сил старается решить проблему при помощи дипломатии. Так, новый глава МИД Израиля Авигдор Либерман отправился в первое европейское турне. Либерман сознательно выбрал для визитов самые произраильские государства-члены ЕС: Италию, Францию, Германию и Чехию.
Австрийское издание Die Presse отмечает один из возможных пунктов повестки дня европейских переговоров Либермана. По его сведениям, глава МИД Израиля хочет убедить европейцев в опасности, которую представляет Иран, и приводит заявление Либермана в Риме: ядерная программа Ирана является дестабилизирующим фактором для всего мира, а европейцы действуют "непоследовательно" в отношении Ирана. В Лондоне и Берлине понимают всю серьёзность иранской угрозы, но при этом Германия активизирует торговые связи с Тегераном. Европейцы же, в свою очередь, ждут ответов на вопрос о том, какую политику Израиль намерен проводить в отношении палестинцев и Сирии, заключает издание.
А французская Le Figaro уверена, что Израиль начинает дипломатическое наступление против Ирана, чтобы убедить своих европейских и американских партнёров, что иранская угроза - более насущная проблема, чем палестино-израильский конфликт: "Мы должны подчеркнуть, что в настоящий момент самой главной проблемой на Ближнем Востоке является Иран; Иран, становящийся ядерным и становящийся, если уже не ставший, дестабилизирующим фактором для всего мира", - цитирует газета Либермана.
Между тем, поддержка Израиля со стороны США ослабела. И связано это по большей части с приходом к власти более либеральной администрации Обамы, которая предпочитает вести диалог с Ираном и всем исламским миром.
Но есть и другое объяснение. Как сообщает израильское государственное телевидение, новая администрация США смирилась с ядерным Ираном. "Лучше бомба, чем бомбардировка" приводят журналисты популярное в коридорах власти в Вашингтоне выражение, которое демонстрирует, насколько власти США боятся оказаться вовлечёнными в конфронтацию с Ираном.
При такой позиции США и старающимся сохранить нейтралитет Евросоюзом, представители израильского истеблишмента сами всё чаще высказываются за вовлечение Москвы в процесс "нейтрализации" иранской угрозы. "В Израиле начинают понимать, что необходимы союзники для борьбы с угрозой, исходящей от Ирана. Россия обладает особым влиянием в мусульманском мире и видится мне тем самым стратегическим партнёром, который призван сыграть одну из ключевых ролей в ближневосточном урегулировании", - цитирует izrus.co.il слова главы израильского МИД.
3 мая в таком же духе высказался экс-начальник военной разведки АМАН Аарон Зеэви-Фаркаш: "Для нейтрализации ядерной программы Ирана следует отдавать предпочтение дипломатическим каналам. У России может быть очень важная роль, и необходимо подключить её к этому процессу". И, в тот же день, замминистра иностранных дел Дани Аялон добавил: "Без России у нас не будет полномасштабного, герметичного формата для того, чтобы остановить иранцев".
Москва, в свою очередь, готова содействовать в диалоге с Тегераном, но вовсе не в том ключе, который устраивает Иерусалим. Портить отношения с Ираном Кремлю не с руки.
Спасительные выборы
3 месяца – цифра взята отнюдь не с "потолка". У неё есть логическое объяснение - на 12 июня намечены выборы в Иране. 3 месцев будет вполне достаточно, чтобы провести выборы, определить президента и оценить его политику.
После вступления Махмуда Ахмадинежада на пост президента Ирана в 2005 году позиция Тегерана относительно ядерной проблемы становится всё более жёсткой, отношения между Ираном и западными странами в этот период были напряжёнными. Страны Запада во главе с США ввели экономические санкции против Ирана и убедили СБ ООН принять ряд резолюций о введении санкций в отношении Ирана, что оказало большое негативное влияние на экономическое развитие в этой стране. Более того, многочисленные социальные проблемы в результате инфляции вызвали большое недовольство среди населения Ирана. Всё это играет против нынешнего президента.
Если кандидаты в президенты хотят получить поддержку электората, то другим важным фактором является, смогут ли они улучшить экономическое положение в стране и удовлетворить элементарные жизненные потребности населения.
На политической арене Ирана действуют консервативная и реформистская группировки. Консервативная группировка возражает против политической либерализации и диверсификации и выступает за сохранение учения ислама. Она выступает против иностранной гегемонии в целях того, чтобы Иран "не разлагался" под влиянием западных стран.
Реформистская группировка привержена более свободной политической, экономической и социальной политикам. Во внешних делах она выступает за примирение с западными странами и проведение прагматической политики.
Самые влиятельные среди заявленных кандидатов - экс-премьер Хосейн Мусави Хаменеи и экс-спикер парламента Мехди Каруби, которые принадлежат к реформистской группировке, и член консервативной группировки, бывший командующий Корпусом "стражей исламской революции" Мохсен Резаи. Нынешний президент Махмуд Ахмадинежад также принадлежит к консервативной группировке.
Хосейн Мусави Хаменеи является самым конкурентоспособным соперником Ахмадинежада. Однако его политические взгляды отличаются от взглядов верховного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи, что создаёт для него самое большое препятствие на выборах.
Справка (Википедия): главой Ирана является Высший руководитель. Он определяет общую политику страны. Рахбар - верховный главнокомандующий вооружёнными силами Ирана, руководитель военной разведки. Высший руководитель назначает людей на ключевые посты в государстве: председателей судов, руководителя полиции и командующих всеми родами войск, а также шестерых из двенадцати членов Совета стражей. Высший руководитель избирается Ассамблеей экспертов и подотчётен ей.
Вторым по значимости должностным лицом в Иране является президент. Президент является гарантом конституции и главой исполнительной власти. Решения по ключевым вопросам принимаются только после одобрения Высшего руководителя. Президент назначает членов Совета министров и координирует работу правительства. Десять вице-президентов и 21 министр правительства утверждаются на пост парламентом. Хотя президент назначает министров обороны и разведки, кандидатуры должны быть заранее одобрены Высшим руководителем. Президент избирается прямым всенародным голосованием на четырёхлетний срок. Кандидаты в президенты должны быть предварительно одобрены Советом стражей.
Каруби выступает за развитие отношений со всеми странами, кроме Израиля, на основе обеспечения национальных интересов и взаимного уважения.
Резаи принадлежит к умеренной консервативной группировке. Он выступает за то, чтобы создать эффективное многопартийное коалиционное правительство и откликнуться на предложения администрации Обамы на основе защиты государственных интересов. По мнению наблюдателей, сейчас влияние Резаи пока не так значительно, как Ахмадинежада.
Иранские аналитики считают, что нынешние президентские выборы станут гонкой между Хосейном Мусави Хаменеи и Махмудом Ахмадинежадом. Хосейн Мусави Хаменеи пользуется широкой поддержкой среди студентов, интеллигентов и молодёжи в связи с тем, что он хорошо проявил себя, будучи на посту премьер-министра, и его поддерживает бывший президент Мохаммад Хатами. Так как экономическая политика нынешнего правительства неуспешна, поддерживающие реформы избиратели отдают свои голоса Хосейну Мусави Хаменеи.
Однако, как информирует агентство Синьхуа, в руках консервативных сил сосредоточена власть в государстве, СМИ также демонстрируют пристрастный подход. При поддержке аятоллы Али Хаменеи консервативные силы в основном достигли единства и поддерживают Ахмадинежада.
Местные наблюдатели считают, что если кандидат от реформаторов выиграет на выборах, то большие перестановки произойдут в новом правительстве, которое выдвинет ряд проектов социально-экономических реформ и проведёт диалог с западными странами, в том числе и с США. Если победит кандидат от консерваторов, в Иране продолжится нынешняя политика.
Айвар Деветьяров, Ореанда-Новости
Читайте также:
Погиб губернатор Иркутской области
Комментарии