ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Главным экономическим событием августа можно признать ускорение инфляции в России. Уже к 23 августа 2010 года, по официальным данным, потребительские цены с начала месяца выросли на 0,6%. Между тем в августе прошлого года этот рост составил 0%, а в июне и июле нынешнего - 0,4%

За первые три недели месяца гречневая крупа-ядрица сначала подорожала почти на 30% (таким образом, её подорожание с начала года составило уже 76%), а потом внезапно вовсе исчезла с полок магазинов. Мука пшеничная из продажи не исчезла, но за три недели августа стала дороже на 10%. Сахар-песок и молоко пастеризованное подорожали на 4%. Всё это официальные данные. В то же время граждане, которые приобретают фрукты и овощи на рынках, с большим удивлением заметили, что за август они ни с того ни с сего подорожали в два раза, пишет Коммерсант

Весь месяц власти только и делали, что упрекали продавцов в спекуляции и ценовом сговоре как попытке нажиться на неурожае, засухе и пожарах. Они привлекли к расследованию инфляционных процессов прокуратуру, а гражданам разъяснили, что никакого дефицита продовольствия нет и не будет, исчезновение гречки из магазинов - это явление временное, скоро её будет сколько угодно, поэтому не нужно при гипотетическом возвращении этого товара на прилавки немедленно скупать его впрок. 

Более того, власти заявили, что производители и продавцы настолько хитры и алчны, что повышают цены даже тогда, когда ценники не переписываются. Все покупатели привыкли, что молоко расфасовывается в стандартные литровые пакеты, и лишь немногие обратили внимание на то, что на молочных пакетах некоторых производителей в августе уже было мелко написано "900 г". А на стандартной упаковке сливочного масла вместо указания "200 г" стояло "190 г". 

В общем, современные российские производители используют опыт своих советских предшественников, которые за неимением возможности повышать устанавливаемые сверху розничные цены брали своё за счёт намеренного ухудшения качества товаров. Как в записке, которую одна продавщица сельпо как-то оставила своей сменщице: "Нюра, сметану не разбавляй. Я уже разбавила". А нынешним российским покупателям остаётся разве что последовать примеру поэта Михаила Светлова, который однажды в буфете ресторана ЦДЛ попросил налить ему 90 грамм водки. На недоумённый вопрос буфетчицы, почему не все 100 грамм, он ответил: "Если я закажу 100, вы же всё равно нальёте 90. Поэтому я уж сразу прошу 90 и платить буду только за них". 

Ясно, что так или иначе - скрыто или открыто - производители и продавцы цены в нынешних условиях повышать будут. Не могут же они не воспользоваться тем психическим состоянием, в котором находятся российские граждане после событий прошедшего лета. Покупатели легко поверят в самое тяжёлое развитие событий на российском потребительском рынке. Они готовы к возникновению любого дефицита и поэтому склонны к накоплению товаров на чёрный день. Ведь не кто иной, как потребитель, смёл всю гречку с полок, не обращая внимания на цену. 

Торговцы уже готовы пустить в ход свой традиционный аргумент для повышения цен: все повышают, и я повышаю. Ведь в стране происходит ускорение инфляции, и тот, кто остаётся в стороне от общих ценовых процессов, теряет из-за неё деньги. Другими словами, если не хочешь пострадать от инфляции, организуй её сам. 

При таких настроениях продавцов и покупателей административным давлением на продавцов власти могут только привести потребителей в ещё более нервное состояние. Мол, раз приходится искусственно ограничивать цены на тот или иной товар, значит, со снабжением именно им есть какие-то проблемы. В условиях изобилия никому не придёт в голову административно регулировать цены: они не только не растут, а естественным образом снижаются. А со стремлением граждан запасаться каким-то товаром в ожидании его исчезновения из продажи трудно что-то сделать. Разве что ввести распределение по карточкам. 

Таким образом, ожидание инфляции, явно приостановившееся в начале этого года, вновь отчётливо дало о себе знать. Собственно, власти сами давно говорили, что осенью инфляция может ускориться. Однако они не ожидали такого невероятно жаркого и сухого лета, дыма над Москвой и другими крупными городами вроде Нижнего Новгорода. В дыму же инфляционное ожидание задыхающихся горожан возникает и распространяется особенно быстро, равно как и ожидание товарного дефицита и других неприятных вещей. О настроениях погоревших сельчан и говорить не приходится. 

И это при том, что достигнутые к началу августа успехи в деле снижения темпов инфляции, которыми российские власти так гордились, выглядят весьма условными. В частности, в июле розничные цены в России выросли на 0,4%, а в странах Евросоюза упали на 0,2%. В период с января по июль 2010 года инфляция в России составила 4,8%, а в странах Евросоюза - всего 1,1%. А в Ирландии вообще наблюдалась не инфляция, а дефляция - 0,3%. 

Если говорить о ценах на продовольствие, то они в России росли быстрее цен на другие товары и услуги, в период с января по июль увеличившись на 5,9%. В то же время, скажем, в Италии продовольствие подорожало всего лишь на 0,3%, в Австрии - на 0,6%, во Франции - на 1,5%. В Болгарии, Испании, Финляндии и на Кипре оно за это время вообще подешевело. В условиях снижения цен или их крайне незначительного роста трудно себе представить, что граждане европейских стран в ожидании дефицита сметут с прилавков какой-нибудь местный аналог гречневой крупы.

Следующую сводку ЦЕНЫ 2010 читайте завтра, 7 сентября 2010 года в 9.00.

Читайте также:

ЦЕНЫ 2010: Лужков уповает на белорусскую гречку

Путин доволен ситуацией в Мордовии, несмотря на сложности с кормами

СВОДКА НОВОСТЕЙ КУЛЬТУРЫ: фестиваль "Спасская башня" стартует в Москве

"Ценовой шок" ударил по России