СВОДКА НОВОСТЕЙ КУЛЬТУРЫ: век великой балерины
Про неё говорили: она делает не больше того, что нужно, а всё то, что нужно, делает гениально. "Я не могу даже пытаться обсуждать танец Улановой... Это магия", - восторгалась прославленная английская балерина Марго Фонтейн. Легендарный кинорежиссёр Сергей Эйзенштейн заявлял: "Она принадлежит другому измерению". Совсем просто определил феномен Улановой писатель Алексей Толстой, назвав её "обыкновенной богиней".
А между тем, сама Уланова строго и здраво оценивала свой фантастический успех. "Жизнь балерины состоит наполовину из слова "должна", а на вторую половину - из слова "нельзя", - признавалась Галина Сергеевна. - Обещание самой себе выполнить то-то и то-то было моим принципом, основой всей моей жизни. То, что так таинственно называют вдохновением, есть не что иное, как соединение труда и воли, результат большого интеллектуального и физического напряжения, насыщенного любовью".
А публика всё равно продолжала восхищаться её уникальным талантом, обожать и боготворить одну из самых знаменитых и непостижимых балерин ХХ века. Ещё при жизни её увековечивали в монументах. К примеру, один из них украшает Площадь искусств в Стокгольме, другой - Аллею славы в Парке Победы в Санкт-Петербурге, родном городе балерины, где она появилась на свет 8 января 1910 года. Ещё один памятник установлен в Академии русского балета - бывшем Ленинградском хореографическом училище, которое Уланова закончила в 1928 году. Потом она блистала на сцене Кировского (ныне - Мариинского) театра оперы и балета. А в 1944 году переехала в Москву и до 1960 года была примой Большого театра, сообщает ИТАР-ТАСС.
Даже завершив творческую карьеру, Галина Уланова по-прежнему оставалась первой. Так, именно она возглавила жюри самого первого Московского конкурса артистов балета, состоявшегося в 1969 году, и потом она всегда была душой этого смотра молодых талантов. А в Большом театре, будучи уже балетмейстером-репетитором, помогала совершенствовать мастерство Екатерине Максимовой, Владимиру Васильеву, Нине Тимофеевой, Надежде Грачёвой, Нине Семизоровой и другим звёздам.
Галина Уланова была отмечена всеми высшими наградами Родины - Народная артистка СССР, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий, лауреат премии "Золотая маска". В 1997 году ей присуждена премия президента Российской Федерации. Знаменитая балерина была удостоена и многих зарубежных наград. Когда в 1998 году Галины Улановой не стало, её именем был назван уникальный алмаз весом 164,7 карата. И это глубоко символично - ведь Уланова до сих пор являет собой ярчайший бриллиант в короне русского балета.
Сегодня, в сотый день рождения великой балерины, в Мариинском театре, где она начинала свой творческий путь, пройдёт юбилейный вечер, на котором труппа театра представит самые известные произведения из репертуара Улановой. В программе - первые акты балетов "Бахчисарайский фонтан", "Жизель" и "Ромео и Джульетта". В главных партиях выступят Алина Сомова, Анастасия Колегова, Евгения Образцова, Андриан Фадеев, Евгений Иванченко, Илья Кузнецов, Владимир Шкляров, Александр Сергеев, Юрий Смекалов, Ислом Баймурадов. За дирижёрским пультом Валерий Овсяников.
В Москве гала-концерт в честь 100-летия Галины Улановой состоится 16 января в Большом театре. Помимо солистов балета ГАБТа, его хора и оркестра, здесь также выступит балетная труппа Мариинского театра.
А в Академии Русского балета имени Вагановой открывается новая выставка. На ней представлены личные вещи, фотографии, концертные костюмы - десятки предметов, связанных с жизнью великой примы. Там можно увидеть пуанты и платья, среди которых есть и легендарный хитон - в нём в балете "Бахчисарайский фонтан" Уланова танцевала партию Марии. Это был первый балет, поставленный именно для неё. И первый успех, после которого были разные работы, перевернувшие представления о русской балетной школе. Такие, как "Ромео и Джульетта".
Следующую СВОДКУ НОВОСТЕЙ КУЛЬТУРЫ читайте завтра, 9 января 2010 года в 16.00.
Читайте также:
СВОДКА НОВОСТЕЙ КУЛЬТУРЫ: в Петербург пришла "Рождественская мистерия"
Комментарии