ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Ежегодно в августе Эдинбург превращается в одну большую сценическую площадку: в больших и маленьких залах играет музыка, а спектакли и вовсе дают везде - в кафе, частных домах и двухэтажных автобусах. Здесь одновременно проходят официальный Международный фестиваль искусств и независимый театральный - "Фриндж", пишут "Ведомости".

Международный фестиваль искусств: акцент на музыку

Этот фестиваль эклектичен и открыт всему новому: начав своё существование в экономически тяжёлом 1947-м, главным принципом отбора он сделал выражение "с миру по нитке". Со временем разносторонность его афиши стала визитной карточкой. Как и демократизм: публика здесь особенная - меломаны в меньшинстве, преобладают неофиты, которые не сориентированы чётко на что-то одно, а выбирают между драмой, оперой и музыкой. Другой важный фактор - доступные цены на билеты (в среднем от 10 до 40 фунтов) и скидки для молодёжи.

В этом году акцент явно сделан на музыку: основными действующими лицами станут оркестры с мировым именем. Главная звезда - редкий гость в Европе, Кливлендский оркестр, входящий в "Большую пятёрку" симфонических оркестров США (многие критики уверены, что в этой пятёрке кливлендцы, как минимум, вторые после Нью-Йоркского филармонического оркестра). Приедут и их соотечественники из Миннеаполиса - от Миннесотского оркестра в этом году стоит ожидать особенного вдохновения, особенно с учётом того, что его музыканты пережили в году предыдущем. Финансовый кризис заставил их отказаться от нескольких гастрольных поездок и работы с крупными приглашёнными дирижёрами, пойти на существенное сокращение зарплат и пенсионных выплат. Визит в Эдинбург - чуть ли не первые масштабные гастроли коллектива после всех этих передряг, так что можно быть уверенным, что музыканты выложатся по полной.

Уравновешивать американскую часть программы призваны два европейских оркестра экстра-класса. Один из них - наш Российский национальный; организаторы высказывают некоторую озабоченность в связи с возможным отсутствием маэстро Плетнёва, однако этого выступления в Эдинбурге ждут - все билеты давно проданы. Вторым топ-коллективом будет амстердамский Концертгебау под руководством дирижера Мариса Янсонса, которого считают своим и Россия, и Латвия. Его эдинбургская программа включает в себя произведения Стравинского - Симфонию для духовых инструментов памяти Дебюсси (1920) и сюиту "Жар-птица" (1945).

В традиции фестиваля сольные выступления молодых музыкантов, причём степень их раскрученности значения не имеет. На этот раз аншлаг почти наверняка можно предсказать на сольном концерте 25-летнего контрабасиста Эдиксона Руиса. В рекордные 17 лет он стал первым латиноамериканцем, принятым в престижный Берлинский филармонический оркестр. Руис - один из тысячи учеников венесуэльской El Sistema, музыкально-образовательного проекта, выпускники которого в июне с блеском и треском выступили в Москве. После концерта венесуэльского Оркестра имени Симона Боливара (Руис тоже был на сцене) шутили, что теперь Зал им. Чайковского придётся ремонтировать вслед за зданием консерватории: эмоциональные музыканты себя не сдерживали. Впрочем, Руису вполне под силу завести слушателей и в одиночку.

13 августа - 5 сентября, www.eif.co.uk

Театральный "Фриндж": разобраться с площадками

А это вовсе не фестиваль в плане программы - тут нет ни отборщиков, ни жюри, ни конкурса, - зато уж точно фестиваль в смысле праздника. Сценической площадкой "Фринджа" становятся едва ли не каждая церковь, бар, сад, двор, галерея и даже брезентовая палатка. В этом году самый большой в мире театральный смотр покажет 2453 постановки. Награды могут вручать любые организации, но самые престижные - Fringe First и Herald Angels - распределяют эдинбургская газета The Scotsman и газета The Herald из Глазго, соответственно.

Здесь удобно ориентироваться по площадкам - у многих есть репутация, у некоторых - даже отборочная политика. The Scottish Storytelling Centre предлагает рассказы для детей и взрослых, а The Stand Comedy Club - сольные выступления юмористов. В театре Bedlam постановки труппы Эдинбургского университета соседствуют со спектаклями вроде "Путеводителя Слэкера по истории западноевропейского театра" и балета "Спляшем, доктор, спляшем" в исполнении профессора психологии. Не удивляйтесь, если вас пригласят к себе домой по адресу Честер-стрит, 22, чтобы поведать древнюю китайскую легенду о Трёх Царствах, или в двухэтажный красный автобус, превращённый в кукольный театр на колёсах.

К проверенным временем сценам относятся Traverse Theatre, Pleasance Courtyard, Assembly Hall, Gilded Balloon Teviot, Underbelly. В Traverse можно смотреть всё: это старейшая и обязательная к посещению фестивальная площадка. Среди ожидаемых событий нынешнего августа - "Автор" Тима Крауча (этот драматург, актёр и режиссёр три года назад приезжал в Москву на Фестиваль современной британской драматургии). Пьеса, в которой герой мучительно рефлексирует над живописной жестокостью собственных текстов, с успехом шла на сцене знаменитого лондонского театра Royal Court.

Программу Assembly вот уже тридцать лет курирует директор Международного фестиваля искусств Уильям Бардетт-Коуттс. На самом деле это не одна, а десяток площадок разного жанра. На одной, например, в эти дни будет идти байопик валлийского поэта Дилана Томаса в постановке Энтони Хопкинса, на другой - документальный спектакль про грузинских беженцев.

Ну а утро на "Фриндже" хорошо начинать с общения с драматургами в Traverse. С 9.00 авторы читают здесь свои зарисовки, написанные к этому случаю, к каждой читке прилагается завтрак. А если не удалось рано проснуться, то можно успеть к 10.00 в С theatre - послушать за круассаном и кофе классику в ежедневной программе "Шекспир на завтрак".

Завершать же фестивальный день лучше всего в кафе Forest, где молодые художники исследуют особенности творческого мышления. Вас могут попросить прослушать аудиозапись известного спектакля и поделиться впечатлениями, выбрать на себе предмет одежды и написать про него рассказ, снять на камеру одну минуту вашей жизни и продать DVD на аукционе в интернете. Иногда в кафе приходят известные учёные и критики, чтобы принять личное участие в здешних перформансах.

6-30 августа, www.edfringe.com