ОРЕАНДА-НОВОСТИ. В отношении грузинской ситуации Запад питает столь же благодушные надежды – и повторяет те же ошибки, пишет 14 октября Guardian. Конечно, наилучший вариант, если усилия Европы по разрешению конфликта приведут к компромиссу, приемлемому для всех. В некоторых странах – например, Македонии – этот подход, по-видимому, принёс успех...Есть и другие конфликты, которые в меньшей степени "зарубцевались" и имеют больший потенциальный дестабилизирующий эффект. Если не будет принято политическое решение, они так и останутся нарывами, которые рискуют вновь разжечь раздоры и втянуть союзников сторон в споры и конфликты. В случае с Косово Запад осознал, что независимость – это наименее плохой вариант, и принял меры, пока ещё сохранял значительное влияние на это сепаратистское государство. Запад пришёл к выводу, что, продлевая амбивалентное состояние, ничего не выиграешь.

Однако Запад, по-видимому, не способен прийти к той же мысли в применении к Южной Осетии и Абхазии, хотя эти территории потеряны для Грузии точно так же, как Косово – для Сербии. Реалистичный выход можно изыскать только при условии, что Запад признает: разбитое зеркало невозможно вновь склеить в красивое целое. Лидеры ЕС не понимают, что альтернатива независимости Абхазии – это не её интеграция с Грузией, а интеграция с Россией, после чего западные дипломаты и НПО утратят не только влияние, но даже, возможно, доступ на эту территорию.

В обмен на признание независимости Абхазии и Южной Осетии Запад сможет настоять на определённых условиях, например на их демилитаризации...настоять на самостоятельной охране границ этими странами и на позволении значительной части грузин, которые бежали от конфликта, вернуться, даже если всеобщее возвращение, как и в Косово, маловероятно. В данный момент у Запада есть определённые рычаги, но примерно через год шанс ускользнёт: Абхазия постепенно интегрируется в Краснодарский край, а Южная Осетия – в Северную Осетию, которая входит в состав России. Международное признание отколовшихся областей станет болезненным ударом по гордости Грузии, но в долгосрочной перспективе, возможно, принесёт пользу, так как поможет Грузии сосредоточиться на её собственном развитии. По сей день конфликты обременяют эту страну, не позволяя ей реализовать свой потенциал в полной мере.

Именно это и должно стать главной темой женевских переговоров: как нам вести себя с сепаратистскими территориями, чтобы они не экспортировали нестабильность в Европу? Как нам разрешить проблему самопровозглашенных государств, признав, что конец эры коммунизма был историческим моментом и с его наследием Европе нужно наконец-то разобраться? Возможно, лучшая из возможных договорённостей – поговорить без обиняков с российским руководством и предложить: пусть Россия признает Косово за вычетом Митровицы, а Запад – Абхазию и Южную Осетию. После этого можно будет по существу обсудить способы совместного обеспечения стабильности на местах.

Если ЕС не решится и не откажется от вуалирования реалий независимости, обеспечить европейскую безопасность в полной мере не удастся никогда. Пожалуй, ужасный конец лучше, чем нескончаемый ужас, передаёт inopressa.ru.