"Дать сдачи" милиционеру? Можно, только осторожно
Сенсационное заявление министр сделал на базе ОМОН в подмосковном Щёлкове 26 ноября 2009 года. "Может ли гражданин дать сдачи милиционеру, который на него напал? Если гражданин не преступник, если он идёт спокойно и ничего не нарушает, то - да", - сказал Нургалиев. Так он ответил на вопрос курсанта о целесообразности лишения милиции права неприкосновенности в связи с участившимися случаями нападения сотрудников милиции на граждан. "Если это нападение, то должна быть самооборона. Мы все равны, а гражданин равен вдвойне", - сказал глава МВД РФ, переиначив известную цитату из книги Джорджа Оруэлла "Скотный двор": "Все животные равны, но некоторые животные равнее других", передаёт Интерфакс.
В связи с выступлением главы МВД может возникнуть вопрос, как сильно вырастет в стране число дел о сопротивлении сотрудникам правоохранительных органов, если россияне прислушаются к словам главы МВД и начнут пользоваться свом правом на самооборону. Адвокат Игорь Трунов, представляющий интересы пострадавших от действий майора Евсюкова, предостерегает граждан от того, чтобы давать сдачи милиционерам. "Если граждане примут это к действиям, то им может грозить вплоть до пожизненного лишения свободы, - уверен он. - Граждане должны понимать, что сопротивление сотрудникам милиции - одно из тяжких преступлений. Какая тут к черту самооборона?! Сопротивление сотруднику милиции карается жёстко, (так) как оно из самых тяжких преступлений". По его мнению, "просто ужас то, к чему призывает один из ведущих юристов нашей страны".
Этого же мнения придерживается зампред комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков (фракция "Справедливая Россия"). "Я не разделяю точку зрения министра, и считаю, что обычный человек не имеет права дать отпор, физически противодействовать представителю органов власти даже в том случае, если милиционер ударит его или начнёт избивать ногами", - сказал Гудков "Интерфаксу". По его словам, ни в коем случае не следует давать такой отпор, поскольку "в 99% случаев гражданин усугубит свою вину, была она или нет, и следствие, и суд обвинят его в оказании сопротивления".
Глава Московской коллегии адвокатов, член Общественной палаты РФ Генри Резник тоже не советует сопротивляться милиционеру, если он напал на тебя без всякой причины. "Когда будут разбираться в том, кто прав, кто виноват, сотрудник милиции может сказать, что гражданин на него напал первым. И опыт нашей судебной системы показывает, что в таких случаях при противоречиях в показания, за основу берутся показания сотрудника милиции. Поэтому это будет стоить себе дороже", - предупреждает он.
Насколько предоженные Нургалиевым отношения между гражданами и милицией соответствуют самой природе государства и правоохранительных органов – тоже открытый вопрос. Логика Рашида Нургалиева состоит в том, что, если нападение совершает милиционер, "то это преступник в форме, которого надо изолировать и посадить". Отметим, что на практике эта логика работает не всегда. К примеру, пострадавшие от рук майора Евсюкова, устроившего бойню в столичном супермаркете, и родственники убитых им граждан так и не получили через суд компенсации. В двух случаях суд счёл, что майор в тот момент, когда стрелял по людям, не находился при исполнении обязанностей, а форменный китель на плечах – это так, от ночной прохлады. К тому же, пистолет при нём был не табельный.
Несмотря на все вопросы, вызванные заявлением Нургалиев, российские правозащитники его поддерживают. "Если входит майор Евсюков и начинает палить из пистолета, почему нельзя его стукнуть сзади по затылку, чтобы он не убивал людей" - сказала "Интерфаксу" глава старейшей в России правозащитной организации Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева. - Это очень здравый подход. У нас люди уже давно боятся милиции больше, чем бандитов. Сейчас закон расценивает самооборону граждан как нападение на сотрудника милиции, и это неправильно".
Комментарии