БИЗНЕС-СВОДКА на 12.00: власти объявили рейдерам войну
"Когда неожиданно врывается команда из 50 чоповцев, ни с того ни с сего ставят тебя перед фактом, что ты уже не владелец... Потом две недели в шоке, начинаешь обращаться во всевозможные инстанции и практически ничего не получаешь. Я уже больше года "бьюсь о льдину"! У меня коллектив был 300 человек..." - дрожащим голосом рассказывал о своей беде бизнесмен, пострадавший от рейдерской атаки. Аудитория подобралась сочувствующая и профессиональная: депутаты Государственной думы, представители правоохранительных органов и общественных организаций, юристы.
Площадкой для обсуждения животрепещущей проблемы рейдерства стало совещание клуба "Гражданская платформа", организованное Центром социально-консервативной политики. Собравшиеся нацелились с помощью "мозгового штурма" срочно найти способы борьбы с этим злом. Такой решительный подход объяснялся предстоящим обсуждением в Госдуме президентского законопроекта по той же тематике, сообщает Радио "Голос России".
Конкретные предложения высказали представители Движения малого и среднего бизнеса "Новый курс". Адвокат Евгения Нагайцева озвучила три идеи, касающиеся внесения поправок в действующее законодательство. Одна из сформулированных ею поправок призвана воспрепятствовать незаконному наложению ареста на имущество (путём привлечения собственника к участию в принятии соответствующего судебного решения). Другая - обезопасить реестры АО от внесения в них несанкционированных изменений. Третья - расширить сферу ответственности представителей органов МВД за фальсификацию официальных документов.
Эксперты указали на недостатки этих поправок. Во-первых, на первоначальном этапе следствия трудно определить, кто является собственником имущества. Формально собственником может быть уже преступник. Между тем, наложение ареста пресекает на время цепочку сделок, совершаемых с имуществом через подставных лиц, и даёт возможность правоохранительным органам разобраться в ситуации. А если собственник считает наложение ареста на имущество незаконным, он может обжаловать его в суде. Во-вторых, что касается фальсификации юридических документов должностными лицами, то наказание за подобные преступления уже предусмотрено такими статьями, как, например, должностной подлог (292-я) или подделка документов (327-я).
Судя по всему, наиболее рациональным оказалось предложение "Нового курса", касающееся реестров акционерных обществ. Манипулирование реестрами является одним из основных способов захвата чужого бизнеса. По словам председателя Комитета Госдумы по собственности Виктора Плескачевского, в российском законодательстве "требуется новое определение реестра, требуется новое определение договора о ведении реестра, нужны чёткие полномочия административных и правоохранительных органов в ситуациях, когда они имеют право доступа к реестру".
Отдельный разговор зашёл о таком виде собственности, как бездокументарные акции. Представитель СКП РФ Георгий Смирнов высказал мнение, что для предотвращения их краж необходимо присвоение каждой из акций регистрационного номера. Виктор Плескачевский отметил, что в данном случае Россия столкнулась с "академически нерешённой проблемой защиты права собственности на нематериальные объекты". Акция - это объект нематериальный, и выявить, какие именно похищены и кем - непросто.
В целом, Виктор Плескачевский считает, что внесение изменений в уголовное законодательство является последней мерой, к которой следует прибегать в борьбе с рейдерством. Этот комплекс правонарушений относится, прежде всего, к "материальному праву", сказал он. Необходимо совершенствовать корпоративное законодательство, так как большинство рейдеров пользуются именно его прорехами. В доказательство своей позиции депутат привёл пример такого механизма, как банкротство. До 2002 года закон о банкротстве был основным инструментом захвата чужой собственности. После внесения в него соответствующих изменений банкротство фактически перестало применяться в системе рейдерства.
Не все присутствующие приветствовали подготовку дополнительных поправок к российскому законодательству, как уголовному, так и гражданскому. Валентин Головань, ведущий консультант отдела уголовного законодательства и законодательства о безопасности Департамента Конституционного законодательства Министерства юстиции РФ, подчеркнул значение правоприменительной практики. Он критически относится к внесению поправок в законодательство как к методу. По мнению эксперта, необходимо изучать практику применения той или иной нормы права и выяснять, почему она не работает или работает недостаточно хорошо. Для этого существуют прокуратура и министерство юстиции.
Председатель некоммерческого партнёрства "Бизнес-солидарность" Яна Яковлева заявила, что внесение мелких поправок в законодательство не является эффективным способом решения проблемы рейдерства. "Мы должны создать целую систему, которой будет пользоваться государство для того, чтобы защитить бизнес. В законодательстве отсутствует определение рейдерства, нет закона, который характеризовал бы совокупность преступлений, которые определяют рейдерство", - указала она.
Геннадий Гудков, заместитель руководителя фракции "Справедливая Россия" в Госдуме, возразил, что формирование такой системы - очень долгий процесс. "Пока мы не создали эту "пору прекрасную", надо править УК, - сказал депутат и перешёл к конкретным предложениям. - Мы предлагаем жёстко увеличить штрафы, ввести конфискацию имущества за эти преступления". Исправления и дополнения, по его словам, следует внести, в частности, в статьи 159-ю, 165-ю и 327-ю.
Рейдерство базируется не только на высокой прибыли, но и на слабой ответственности, считает Геннадий Гудков. Преступники отделываются "лёгким испугом", хотя это "масштабная и рутинная практика присвоения чужого имущества в нашей стране". Поскольку главным инструментом рейдеров является фальсификация документов, то необходима такая корректировка законодательства, которая сделает реальной ответственность за это преступление.
Интерес государства к проблеме рейдерства не случаен. Ведь загребущие руки преступников тянутся не только к имуществу отдельных бизнесменов, но и к стратегически важным объектам. Так, уже семь лет подвергается рейдерским атакам Московский завод счётно-аналитических машин имени Калмыкова, регулярно выполняющий оборонные государственные заказы. По словам Хож Магомеда Вахаева, заместителя председателя Комитета ГД по безопасности, рейдерство в нашей стране приобрело социально-опасный и агрессивный характер. А несовершенство законодательства не позволяет дать ему адекватный ответ. Только антирейдерский пакет законов может положить конец захватам собственности, считает Хож Магомед Вахаев.
14 мая депутаты Госдумы на пленарном заседании приняли в первом чтении предложения Дмитрия Медведева о внесении антирейдерских поправок в уголовно-процессуальный и уголовный кодексы РФ. В частности, вводятся строгие санкции за фальсификацию реестра владельцев ценных бумаг (штраф до 300 тыс. руб. или лишение свободы до 2-х лет), фальсификацию решений общего собрания акционеров или совета директоров предприятия (та же мера наказания). За принуждение акционера голосовать определённым образом предусмотрено лишение свободы до 5 лет. Вводится ответственность новых собственников за "историю" имущества, чтобы найти управу на скупщиков краденого.
Ко второму чтению депутаты планируют обобщить и учесть дополнительные поправки, которые формулируют представители бизнес-сообществ, а также те предложения, которые были высказаны на совещании "Гражданской платформы". Все дополнения будут вести к ужесточению антирейдерского законодательства. Для противодействия многообразным рейдерским схемам Комитет ГД по безопасности создаёт специальную Рабочую группу. В экспертный совет при этой группе войдут депутаты различных комитетов, бизнесмены, юристы, представители министерств и ведомств.
Следующую БИЗНЕС-СВОДКУ читайте в завтра, 17 мая 2010 года, в 9.00.
Читайте также:
БИЗНЕС-СВОДКА на 9.00: обанкротилась грузовая "дочка" Аэрофлота
ФИНАНСОВАЯ СВОДКА на 13.00: рубль снижается, акции дешевеют
НОВИНКИ ТЕХНОЛОГИЙ: названа лучшая компьютерная игра всех времён
Комментарии