ИА «Ореанда-Новости» В новом материале, который появился в Review of Economic Studies, говорится о том, что болезнь может изменять социальные сети и экономический рост государств в течение поколений, даже после искоренения болезни.


Социальные сети представляют собой важный фактор роста, так как они оказывают влияние на распространение идей и темпы технического прогресса, пишет издание Eurasiareview.  Однако социальными сетями также распространяются болезни, которые могут быстро распространяться и становиться фактором замедления роста.

Так как идеи и микробы распространяются через одни и те же человеческие взаимодействия, сетевая структура государства в конечном итоге зависит от её эпидемиологической среды.

В государствах, где низкая распространённость инфекционных заболеваний, более вероятно то, что появятся сети с высокой степенью распространения, так как они лучше подходят для распространения технологий и стимулирования роста, пишет зарубежное издание.

С другой стороны, в государствах, в которых высокая распространённость инфекционных заболеваний, более вероятно появление сетей с низким уровнем распространения, так как ограниченные возможности подключения становятся инструментом защиты от эпидемии.

Данное понимание стало особенно уместным, так как эксперты задумались о долгосрочном воздействии эпидемии коронавируса.

Применяя недавно собранные данные по 71 государству и теоретическую модель, в которой микробы, технологии и сети развиваются эндогенно, исследователи демонстрируют, что небольшие различия в эпидемиологической среде страны могут стать причиной появления больших и стойких различий в структуре сети, которые с течением времени приводят к тому, что возникают существенно разные уровни распространения технологий и экономического производства. В частности, изменение структуры социальной сети на одно стандартное отклонение способно увеличить рост выпуска продукции на одного сотрудника до двух процентов в год.

Затем исследователями проводятся политические эксперименты, в которых ими поддерживается постоянный уровень заболеваемости в экономике и экзогенно изменяются некоторые характеристики сетевой структуры, которые определяют скорость распространения. Каким образом внедрение более высокой диффузионной сети оказывает влияние на рост? Интересно, что ответ зависит от исходной распространённости болезни.

Их ориентиром являются США,  где распространённость болезней находится на очень низком уровне (0,05 процента по инфекционным заболеваниям). В этой среде, они считают, что сетями с высокой степенью диффузии оказывается сильное положительное влияние на рост экономики. Удвоение числа высокомобильных или подключённых к Сети людей значительно повышает темпы роста. Однако в среде с высоким уровнем заболеваемости изменение социальной сети для ускорения распространения снижает национальный доход. Результатом удвоения людей с высокими связями становится падение производства на девяносто процентов.

В документе демонстрируется, что то, как сети влияют на экономический рост, находится в зависимости от среды, в которой возникает болезнь.

В странах с низким уровнем заболеваемости сети с высоким уровнем распространения способствуют тому, что распространяются новые идеи, и ускоряют рост. Однако там, где  широко распространены болезни, сети также могут приводить к эпидемиям и гуманитарным кризисам.

Автором  статьи Александрой Фогли сказано, что микробы, сети и рост глубоко взаимосвязаны. Сильные сети дали возможность мировой экономике расти беспрецедентными темпами, отметила она. Однако они также сделали её более уязвимой для распространения новых болезней. По мере того, как социальные сети приспосабливаются к новой эпидемиологической среде, эпидемия коронавируса может иметь долгосрочные последствия для экономического роста, заключает автор публикации.

Евгений Прокопов, ИА "Ореанда-Новости"