ИА «Ореанда-Новости» Польским правительством был нарушен судебный запрет высшего суда Европейского союза, который потребовал немедленного закрытия крупной шахты бурого угля. При этом официальными лицами было заявлено, что это потрясет энергетическую систему страны и приведёт к потере тысяч рабочих мест, пишет издание The Guardian

Ярослав Говин, работающий на должности главы Министерства развития заявил, что власти Польши не будут закрывать шахту по добыче бурого угля в Туруве на границе с Германией и Чешской Республикой, а вместо этого будут заниматься “очень интенсивными дипломатическими и правовыми усилиями” для обеспечения бесперебойной работы шахты и подключенной электростанции, которой генерируется 7% энергии Польши.


Говин назвал решение суда “скандально несоизмеримым” с ситуацией и сделал заявление, что это приведёт к "потере десятков тысяч рабочих мест и очень серьёзным нарушениям в польской энергетической системе", что приведёт к тому, что отключится электроэнергия для миллионов домохозяйств.

В свою очередь Матеушом Моравецки, премьер-министром Польши, сказано, что Варшава будет вести переговоры с чешской стороной, а также представит в суде ЕС новые аргументы для чёткого описания ситуации и избежания "катастрофы".

В понедельник польский премьер встретился со своим чешским коллегой Андреем Бабишем перед саммитом Европейского союза в Брюсселе, чтобы обсудить решение конфликта.

Моравецки заявил представителям СМИ в Польше, что решение суда было "очень опасным с точки зрения потенциальных угроз экологии, однако оно также представляет опасность для энергетической безопасности Польши и для занятости около 5000 человек", которые работают в Туруве.

Им отмечено, что Чешская Республика и ФРГ эксплуатируют бурые шахты и электростанции недалеко от польских рубежей.

Чешский министр окружающей среды Рихард Брабец сказал, что высокопоставленные представители чешского и польского правительств и другие официальные лица уже встречались для обсуждения ситуации в Туруве.

"В настоящий момент мы представляем наши идеи и предложения о том, что мы хотели бы, чтобы Варшава сделала или что она должна нам предложить», - заявил он, отметив при этом, что чешская сторона готова к переговорам. 

"Мы никогда не получали чётких письменных гарантий о том, как Варшава компенсирует негативное воздействие шахты на граждан Чехии", - сказал Брабец.

Стремясь следовать амбициозным целям Европейского союза по снижению выбросов углекислого газа, Варшава постепенно отказывается от своего основного топлива, чёрного угля, однако по-прежнему полагается на бурый уголь, пишет зарубежное издание. Критиками заявляется, что отказ от угля и внедрение чистой энергии происходит слишком медленно.

В недавнем энергетическом плане заявлялось, что последняя угольная шахта будет закрыта к 2049 году, однако критики говорят, что это произойдёт раньше, поскольку добыча угля в Польше неэффективна и требует огромных затрат, которые покрываются из государственного бюджета.

ЕС желает, чтобы к 2030 году возобновляемые источники участвовали как минимум в 32% в производстве электроэнергии блоком из 27 государств, однако польский план нацелен на 23% -ное участие зеленой энергии и по-прежнему до 56% -ного участия угля в энергобалансе Польши.

Уголь составляет 65 процентов источников энергии в Польше, в том числе 17 процентов из лигнита, а около 25 процентов энергии в стране поступает из возобновляемых источников и биотоплива. Ещё 10% приходится на газ и иные источники.

Сохраняющаяся сильная зависимость Польши от угля представляет собой источник напряжённости в ЕС, который стремится достичь амбициозных целей по сокращению выбросов парниковых газов в блоке и прекращению глобального нагрева, заключает автор материала. 

Евгений Прокопов, ИА "Ореанда-Новости"